Водная фауна и насекомые. Их изучат исследователи Арктического центра РАН и Института зоологии Азербайджана

Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Лаверова Уральского отделения РАН будет сотрудничать с Институтом зоологии Министерства науки и образования Азербайджана. Соответствующее соглашение подписали директор центра, член-корреспондент РАН Иван Болотов и директор Института зоологии Аладдин Гисмет оглы Эйвазов.

Документ предусматривает проведение совместных исследований, направленных на инвентаризацию фауны пресноводных беспозвоночных Азербайджана, различных групп насекомых, паукообразных и других животных. Перспективными представляются совместные ихтиологические исследования — изучение осетровых рыб, распространенных в водоемах Европейского Севера России и Азербайджана», — сказали в пресс-службе.

В июле 2023 года биологи Музея центров биоразнообразия ФИЦКИА совместно с азербайджанскими коллегами провели первую экспедицию и отобрали образцы пресноводной фауны в водоемах бассейна Каспийского моря: реки Виравульчай, Кура, Ленкорань и других. Пристальное внимание к фауне Азербайджана было продиктовано вторжением чужеродных для Европейского Севера России моллюсков-корбикул, прежде обитавших в водоемах более южных регионов Евразии, включая Кавказ и Закавказье. Архангельск стал самой северной точкой, где обнаружены корбикулы.

Сотрудничество с учеными Азербайджана позволит коллективу зоологов ФИЦКИА провести сравнительный анализ пресноводных экосистем бассейнов Каспийского, Белого и Баренцева морей, изучить особенности биологии местных и инвазивных видов фауны, понять механизмы их распространения, оценить и минимизировать последствия вселения чужеродных видов.

Сотрудничество актуально в контексте влияния климатических изменений и возрастающего антропогенного воздействия на биоразнообразие и природные системы. Виды, обитающие в районе Черного, Азовского и Каспийского морей, все чаще встречаются в Центральной России и проникают на север. Одним из таких видов является моллюск дрейссена (Dreissena polymorpha), который вселился в бассейн Северной Двины более ста лет назад и входит в топ-100 самых опасных инвазионных видов России.

Фото на обложке: отбор образцов корбикул на реке Кура (Республика Азербайджан). Фото О.В. Аксёновой. Источник: fciarctic.ru