Когда грянул гром. Обозначены меры поддержки науки в условиях санкций

Как должны быть сегодня расставлены акценты в научной политике? К чему готовиться ученым в ближайшем будущем и более отдаленной перспективе? Ускорят ли санкции решение давно назревших проблем научно-технологической сферы? Или для получения немедленного результата и экономии ресурсов власти просто обрежут все «лишнее»? Определенности пока нет. Это показала встреча вице-премьера Дмитрия Чернышенко с представителями научно-образовательного сообщества и бизнеса в Координационном центре Правительства РФ. В мероприятии, названном «Открытый разговор», которое транслировалось в прямом эфире по публичным информационным каналам, приняли участие представители обеих палат парламента, профильных министерств, исследовательских организаций и наукоемких предприятий.

Тема была сформулирована так: «Меры поддержки российской науки в условиях внешнего санкционного давления». Открывая встречу, Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что правительство предвидело возникшие сегодня угрозы и готовилось на них отвечать, обозначив ключевые вызовы в принятой еще в 2016 году Стратегии научно-технологического развития.
— Конкретные направления, вокруг которых мы работали, веря в светлое будущее, сегодня звучат как никогда актуально. При этом время спрессовалось. Раньше мы готовились на всякий случай, и вот он пришел. Гром грянул, — заявил Дмитрий Чернышенко.

По его словам, правительство в этот непростой период делает все возможное для поддержки исследователей и научных коллективов и уверено, что эти усилия приносят плоды.

«Мы не видим массового оттока кадров, о котором пишут некоторые СМИ», — отметил вице-премьер.

Как чиновник, отвечающий и за науку, и за цифровую трансформацию, он уделил большое внимание продвижению федеральных сервисов, которые позволят научно-техническому сектору «прозреть». Это, во-первых, формируемый с прошлого года домен «Наука» со сведениями о научных организациях, вузах, фондах, высокотехнологичных компаниях, институтах развития, результатах исследований и технологиях, и, во-вторых, свежесозданная «Биржа импортозамещения», где заказчики могут публиковать запросы на приобретение изделий и комплектующих, с которыми начались проблемы, а потенциальные поставщики — предлагать аналоги без дополнительных согласований и посредников. Дмитрий Чернышенко настоятельно рекомендовал университетам и НИИ вносить в эти базы информацию о своих потребностях и наработках.

Вице-премьер, а затем и министр науки и высшего образования Валерий Фальков довольно подробно перечислили намеченные и уже реализуемые меры. Как сообщили чиновники, весь комплекс мероприятий поделен на две группы. Одни вошли в уже принятый правительством план первоочередных действий (а значит, поддержаны на всех уровнях и обеспечены финансированием), другие «подробно проработаны», но в общий план пока не включены.

К первой группе относится смягчение требований к организациям, выполняющим инновационные проекты по грантам, которые предоставляют федеральные органы власти. Речь идет о возможности снижать обязательства по привлечению внебюджетного финансирования, сокращать отчетность и вносить изменения в ранее утвержденные планы. Приняты постановления правительства от 05.04.2022 года №590 о снижении требований к софинансированию НИОКР с 50 до 30% и от 6.04.2022 года №606 о неприменении штрафных санкций к центрам компетенции НТИ при уровне реализации программ не менее 65%.
Подкреплено средствами обещание выделить дополнительный миллиард рублей на жилищные сертификаты для молодых ученых и, возможно, преподавателям вузов, что позволит раздать более 250 субсидий на покупку жилья.

Известная всем нефинансовая мера — приостановка на 2022 год требований по наличию публикаций в международных изданиях при выполнении федеральных программ и госзаданий. В мониторинговом режиме публикационные показатели будут отслеживаться, но их недостижение не грозит никакими штрафами.

Вторая группа мер включает в себя разработку национальной системы оценки результативности исследований, упрощение закупочных процедур, создание двухсот молодежных лабораторий по сформированному Минобрнауки списку приоритетных направлений, расширение программы трудоустройства выпускников на научные и инженерные должности. Планируется продолжить программу мегагрантов, которая будет модернизирована. Размер грантов увеличат, а упор сделают на привлечение ведущих ученых из России и дружественных стран, а также тех соотечественников, которые захотят вернуться на родину.

Широко обсуждаются и планы по развитию отечественного научного приборостроения. Дорабатывается долгосрочная федеральная программа, в рамках которой на экспертизу уже поданы 42 заявки. Одновременно для быстрого старта отобраны девять приборов, по которым у четырех ведущих российских вузов — МГТУ им. Н.Э Баумана, НИЯУ МИФИ, НИУ МИЭТ, МФТИ — есть серьезные заделы.

Чиновники надеются и на скорую отдачу от запускаемого Минобрнауки совместно с Роспатентом проекта по выявлению на ранних стадиях патентоспособных решений с высоким потенциалом коммерциализации. Федеральный институт промышленной собственности проведет экспертизу разработок научно-образовательных центров, научных центров мирового уровня, центров трансфера технологий, по итогам которой наиболее перспективные технологии и изделия быстро запатентуют и передадут в производство.

Президент Российской академии наук Александр Сергеев предложил закрепить за академическими институтами, в которых сохранился необходимый потенциал, функцию трансфера знаний в определенные отрасли экономики. Для этого НИИ должны получить возможность полноценно заниматься хозяйственной деятельностью, включая создание совместных предприятий с бизнесом.

Глава РАН рассказал о том, что на площадке академии, Минпромторга и Агентства по технологическому развитию ведется поиск индустриальных партеров для научных организаций, чтобы ускорить импортозамещение по наиболее важным направлениям.

Несколько неожиданно прозвучало выступление в финале встречи помощника Президента РФ Андрея Фурсенко, заявившего, что тема разговора сформулирована неточно. Речь должна идти о поддержке не науки, а страны.

«Обсуждение показало, что многие не до конца осознали, о каком санкционном давлении идет речь. Осознание, видимо, придет летом или осенью, — заметил Андрей Фурсенко. — Большинство предложений — это обоснование тех тезисов, которые высказывались всегда. Вытаскиваем старые проблемы и предлагаем их потихоньку решать. Здесь говорилось о добавлении средств на те или иные направления, а надо говорить о том, что можно сохранить из того, что мы сейчас делаем. В ближайшее время нам придется многое очень жестко резать, оставляя только то, что жизненно необходимо».

Впрочем, после такой суровой отповеди помощник президента вернулся к тому, на чем заостряли внимание многие выступавшие. Он призвал сосредоточиться на устранении межведомственных и межотраслевых барьеров и отставания в масштабировании технологий.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев