Страницы истории: открытие первой линии московского метрополитена

Ровно 89 лет назад, 15 мая 1935 года, в 7 часов утра для пассажиров открылась первая линия московского метрополитена.

Утром среды Петр Латышев, направляясь на завод «Красный пролетарий», где он работал, спустился в метро на станции «Сокольники», пересел на «Охотном ряду» и доехал до «Смоленской». Это событие, которое для современного москвича кажется самым обыденным и рутинным, было освещено в газетах, а имя Петра Латышева запомнилось в истории не только в числе героев труда, но и вот почему.

 

«Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, — рассказывал Латышев журналистам, — а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции Московского метрополитена «Сокольники» я был первым пассажиром, купил у кассирши Васильевой билет №1 серии «А» и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади».

  • Из газеты «Рабочая Москва», 16 мая 1935 года

Первые билеты на проезд в метро выглядели совсем не так, как современные «Тройки». Изначально выпустили номерные билеты двух серий: красные — от станции «Сокольники» и желтые — в обратную сторону.

Источник фотографий

В том же интервью первый пассажир московского метрополитена упомянул знакомого иностранца, который советовал ему продать свой билет известному американскому коллекционеру, собиравшему первые проездные билеты метро. Но он решительно отказался: «Нет, не пошлю я в Америку мой драгоценный билет №1! Я его, как святыню, как документ итога моей большой жизни буду хранить», — гордо ответил Латышев. Сегодня этот «документ» хранится в музее Московского метрополитена.

Вопрос о прокладке метрополитена в Москве начали обсуждать еще в царской России — вскоре после открытия первой лондонской линии метро в 1863 г. Однако долгое время эта идея находила больше противников, чем сторонников.

Первые проекты появились в начале XX века. Пожалуй, самый известный из них, предложенный инженером Петром Балинским, должен был соединить Замоскворечье и Тверскую Заставу. Примечательно, что часть маршрута поезда проходили бы по открытой эстакаде, а не полностью под землей. Увы, заседание городской думы не поддержало проект Балинского, сославшись на преждевременность строительства внеуличных дорог. Какую-то роль в этом решении сыграло московское духовенство, которое богобоязненно сравнивало использование подземного транспорта со спуском в преисподнюю.

Эстакада и Центральный вокзал метрополитена на Красной площади
(акварель Николая Каразина по проекту Балинского и Кнорре). Источник фото

Другой дореволюционный проект отклонили по финансовым соображениям, а также ввиду надвигавшейся войны. На этот раз речь шла о строительстве трамвайного тоннеля, который должен был соединить Лубянский проезд, Ильинку и Красную площадь. В перспективе этот путь планировали сделать частью сети московского метрополитена.

К идее вновь обратились в 1931 году, когда население Москвы возросло втрое по сравнению с первым десятилетием XX века, и существующие виды общественного транспорта не справлялись с пассажирскими потоками. В июне 1931 года во время Пленума ЦК ВКП(б) приняли решение «безотлагательно приступить к подготовительным работам по сооружению в Москве метрополитена как главного средства для решения проблемы скоростной и дешёвой перевозки пассажиров».


Источник фото

В марте 1933 года была утверждена схема московского метрополитена общей протяженностью около 80 км, насчитывающая десяток радиусов. В этом проекте узнается привычный нам современный план метро. Первую линию, соединившую станции «Сокольники» и «Парк культуры» выбрали не случайно: она связала  центр столицы с будущим Дворцом Советов, строительство которого уже было запущено; кроме того, линия обеспечивала быстрый доступ к площади трех вокзалов и позволяла облегчить движение на центральных магистралях.

Источник фото

Опытно-учебные поездки начались осенью 1934 года; в конце сентября с Мытищинского завода поступили два вагона, моторный и прицепной. Первый состав пропустили от станции «Комсомольская» до «Сокольников». Как впоследствии вспоминал один из первых машинистов-инструкторов, Н. Тимофеев, «это был большой праздник для строителей и будущих эксплуатационников». 15 мая 1935 года состоялся официальный ввод метро в действие. Сегодня на Сокольнической линии можно проехаться на поезде песочного цвета с пружинистыми скамеечками — именно так выглядели первые поезда, ходившие по этой линии 89 лет назад.

 

Наира КОЧИНЯН

 

Источник фото на обложке

Нет комментариев