Экстремальное похолодание 1,1 млн лет назад вызвало вымирание древних людей в Европе

Самые ранние человеческие останки, обнаруженные в Европе, происходят из Иберии и свидетельствуют о том, что ранние люди мигрировали из Юго-Западной Азии около 1,4 млн лет назад.  В ту эпоху климат был преимущественно теплым и влажным, иногда с небольшими похолоданиями. Согласно прежней гипотезе, людям удавалось выдерживать климатические колебания и приспосабливаться ко все более сложным условиям, начиная примерно с 900 000 лет назад.

Однако ученые Университетского колледжа Лондона (UCL) провели исследование, в котором предположили: период экстремального похолодания, случившийся 1,1 млн лет назад, мог способствовать исчезновению первых человеческих популяций в Европе. Основываясь на палеоклиматических данных, специалисты выявили неизвестные ранее условия, из-за которых климат стал слишком холодным, неприемлемым для жизни архаичных людей.

«Наше открытие экстремального ледникового похолодания около 1,1 миллиона лет назад бросает вызов идее о непрерывном заселении Европы ранними людьми», — отметил профессор Хронис Цедакис, старший автор работы.

Исследователи из UCL, Кембриджского университета и CSIC Barcelona изучили химический состав морских микроорганизмов и исследовали состав пыльцы в керне глубоководных отложений, извлеченном у берегов Португалии. Анализ выявил наличие резких климатических изменений — так,  температура поверхности океана у Лиссабона опустилась ниже 6°C. В этих условиях, считают специалисты, люди выжить не смогли бы.

В течение раннего плейстоцена, или ледникового периода (начался примерно 2,5 млн лет назад, закончился 11,7 тыс. лет назад), Иберия и, в более общем плане, южная Европа обезлюдела, отмечают авторы исследования. Археологи и палеонтологи отмечают, что этим периодом не датированы ни каменные орудия, ни человеческие останки. Повторно регион был заселен примерно 900 тыс. лет назад.

Результаты работы опубликованы в журнале Science.

Photo by form PxHere