Новый метод получения парфюмерных молекул с запахом ландыша и цикламена открыли химики ННГУ

Учёные Университета Лобачевского разработали одностадийную реакцию синтеза ненасыщенных альдегидов, широко используемых в бытовой химии и парфюмерии. Метод позволяет синтезировать цикламен альдегид – вещество с запахом цветка цикламена и свежей зелени, а также нетоксичные аналоги лилиаля – парфюмерной отдушки с запахом ландыша, недавно запрещённой для применения в России и Европе. По словам химиков ННГУ, парфюмерной продукцией и бытовой химией сфера использования реакции не ограничивается.

«Открытая реакция позволяет получать исходные материалы для синтеза противоопухолевых препаратов, защитных покрытий для обшивок кораблей от водорослей и микроорганизмов и даже фунгициды для защиты зерновых от грибов-паразитов», – сообщил руководитель проекта, заведующий кафедрой органической химии химического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, член-корреспондент РАН Алексей Федоров.

При разработке реакции учёным удалось выделить молекулу ненасыщенного альдегида, используя простые и доступные реагенты – формальдегид, диметиламин и стиролы. В качестве растворителя использовался толуол, катализаторами реакции и переносчиками воды стали соли цинка и лития.

«Обычно синтез аналогичных ненасыщенных альдегидов занимает много времени и требует от 5 до 10 этапов, но нам удалось найти быстрый и простой одностадийный способ их получения с выходами целевых продуктов, достигающими 80%. Это перспективный синтетический метод, позволяющий получать большие библиотеки органических молекул», – рассказал сотрудник лаборатории химии природных соединений и их синтетических аналогов химического факультета ННГУ, кандидат химических наук Василий Отвагин.

По словам учёных, сегодня подобные соединения получают в Германии и США, после оптимизации технологии синтеза для производства, метод может быть применён в отечественной химической промышленности.

Химики Университета Лобачевского продолжают изучать механизм реакции, экспериментируют с реагентами и их комбинациями для получения новых молекул. В планах исследователей – сделать синтез еще более быстрым и дешёвым.

Работа выполнена лабораторией химии природных соединений и их синтетических аналогов химического факультета ННГУ по проекту НОЦ Нижегородской области «Синтез биологически активных соединений, обладающих противоопухолевыми, противовоспалительными, противофиброзными и антивирусными свойствами, изучение их физико-химических и биологических свойств».

Фотографии предоставлены пресс-службой ННГУ