Что удалось узнать из генома Чернобыльских собак

Для многих поколений собак домом стали радиоактивные руины Чернобыльской атомной электростанции.

Проведя первый генетический анализ этих животных, ученые обнаружили, что собаки, живущие в промышленной зоне электростанции, генетически отличаются от собак, живущих вдали от нее.

Хотя команда смогла провести различие между популяциями собак, исследователи не назвали причиной генетических различий радиацию. Однако будущие исследования, основанные на полученных результатах, о которых сообщается 3 марта в журнале Science Advances, могут помочь выяснить, как радиоактивная среда оставляет свой след в геномах животных.

Исследователи собрали образцы крови этих собак для анализа ДНК, что позволило составить карту сложной семейной структуры собак. «Мы знаем, кто кому кем приходится», — говорит Элейн Острандер, генетик из Национального института исследования генома человека в Бетесде, штат Мэриленд. «Мы знаем их наследие».

По ее словам, собачьи стаи — это не просто солянка из диких одичавших собак. «На электростанции действительно есть семьи собак, которые размножаются, живут, существуют», — говорит она. «Кто бы мог подумать?»

Собаки в зоне отчуждения происходят от немецких овчарок и других пастушьих пород, как и многие другие свободно размножающиеся собаки из Восточной Европы, сообщает команда. И хотя их работа показала, что собаки в районе электростанции генетически отличаются от собак в городе Чернобыль, расположенном примерно в 15 километрах, команда не знает, вызвала ли радиация эти различия или нет, говорит Острандер. Возможно, собаки генетически отличаются просто потому, что живут в относительно изолированном районе.

По словам Джима Смита, ученого-эколога из Портсмутского университета в Англии, выводы нового исследования не так уж удивительны. Он не участвовал в новом исследовании, но работает в этой области уже несколько десятилетий. Он обеспокоен тем, что люди могут предположить, «что радиация имеет к этому какое-то отношение», — говорит он. Но «нет никаких доказательств этого».

Ученые уже несколько десятилетий пытаются выяснить, как радиационное облучение в Чернобыле повлияло на дикую природу. «Мы изучали последствия для птиц, грызунов, бактерий и растений», — говорит Муссо. Его команда обнаружила животных с повышенным уровнем мутаций, сокращенной продолжительностью жизни и ранней катарактой.

По словам Смита, нелегко вычленить влияние малых доз радиации среди других факторов. «Эти исследования настолько трудны… В естественной среде происходит много других событий». Более того, животные могут получить некоторые преимущества, когда люди покидают загрязненные зоны, говорит он.

Острандер говорит, что команда сейчас изучает, как радиация накапливается в геномах собак. Зная генетическое происхождение собак, будет легче заметить любые «красные флажки» радиации, говорит Бриджетт фонХолдт, эволюционный генетик из Принстонского университета, которая не принимала участия в работе.