Будущее технологии редактирования генома человека после скандала с CRISPR/Cas9.

Когда на следующей неделе исследователи соберутся в Лондоне на Третьем международном саммите по редактированию генома человека, они обсудят последние достижения в применении таких технологий, как CRISPR-Cas9, для лечения генетических заболеваний, а также заглянут в будущее, ожидая возможного одобрения первой процедуры редактирования генома в конце этого года.

Несмотря на это манящее будущее, невозможно избавиться от мрачного впечатления, оставленного предыдущим саммитом в 2018 году. Эта встреча состоялась всего через день после того, как биофизик Хэ Цзянькуй объявил, что отредактировал геномы трех эмбрионов, которые развились в живых детей. Этот эксперимент в конечном итоге привел к тому, что он получил три года тюрьмы за нарушение китайских законов о медицинских экспериментах.

Спустя почти пять лет исследователи заявили в журнале Nature, что они не ожидают подобных откровений на саммите в этом году — хотя бы потому, что опыт Хе отучит недобросовестных исследователей предавать огласке спорные эксперименты по редактированию генома. Но это не значит, что такие эксперименты не проводятся: «Я не удивлюсь, если за прошедшие с 2018 года годы появились другие дети, созданные с помощью CRISPR-Cas9», — говорит Эбен Киркси, медицинский антрополог из Оксфордского университета, Великобритания.

За годы, прошедшие после разоблачений Хе, исследователи выявили дополнительные проблемы, связанные с использованием CRISPR-Cas9 в эмбрионах, в том числе то, что он может искажать большие сегменты хромосом. Это также влечет за собой другие потенциальные проблемы, включая возможность вызвать нежелательные генетические изменения и создать плод с мозаикой из отредактированных и не отредактированных клеток.

С точки зрения регулирования, многие страны, включая США, до сих пор не имеют механизмов, гарантирующих, что отредактированные эмбрионы не будут имплантированы, говорит Кирксей. В феврале Китай выпустил новое руководство по этическому поведению в биологических и медицинских исследованиях. В них говорится о необходимости информирования участников исследований о потенциальных рисках и дается подробное описание того, как должны работать этические комиссии, говорит Джой Чжан, социолог из Кентского университета в Кентербери, Великобритания. Но они по-прежнему опираются на традиционную модель медицинских исследований, проводимых в больницах, исследовательских институтах и университетах, говорит она. «Они игнорируют тот факт, что все чаще частные предприятия или даже отдельные лица могут инициировать исследовательский проект, который может оказаться весьма пагубным и передовым», — говорит она. «Нам необходимо переосмыслить то, как мы осуществляем контроль».