Опасности безоблачного неба. Томские оптики разработали лидар для обнаружения турбулентности

Опасности безоблачного неба. Томские оптики разработали лидар для обнаружения турбулентности

«С вами говорит командир корабля. Наш полет будет проходить на высоте 10 тысяч метров.
В пути нас ожидает небольшая болтанка» — такое предупреждение наверняка слышали все наши читатели, кому приходилось бывать на борту воздушного судна.
Причиной болтанки во многих случаях становится так называемая «турбулентность в ясном небе» (ТЯН). Метеорологи прогнозируют ТЯН, но точность оставляет желать лучшего.
Между тем Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) проводило опрос пилотов и выяснило, что достаточно получить предупреждение о ТЯН за 40 секунд, чтобы успеть включить табло «Пристегните ремни» и перейти с автопилота на ручное управление.
Явление увеличения обратного рассеяния (УОР) волн в случайных средах, в том числе в турбулентной атмосфере, было открыто сотрудниками московского Института физики атмосферы еще в 1972 году, но технических возможностей для его практического применения тогда не было. Первым использовать эффект увеличения обратного рассеяния для дистанционного зондирования турбулентности предложил один из соавторов открытия Александр Гурвич и запатентовал схему лидара на основе лазера с ламповой накачкой.
Почти сразу же в эту работу включились сотрудники томского Института оптики атмосферы (ИОА СО РАН). Но сделать «турбулентный» лидар по предложенной схеме не получилось.
В 2011 году в лабораторию распространения волн ИОА СО РАН после 10-летней работы в США вернулся Игорь Разенков. По приглашению известного специалиста по лазерному зондированию Эдвина Элоранты (Edwin Eloranta) он участвовал в создании серии микроимпульсных лидаров высокого спектрального разрешения для исследования аэрозолей в Университете Висконсин-Мэдисон.
— Я даже не собирался создавать турбулентный лидар, а хотел «слепить» простенький макет из того, что нашел в лаборатории. Чтобы убедиться, возможно ли зарегистрировать эффект УОР в реальности, предложил попробовать другой подход, — вспоминает старший научный сотрудник ИОА СО РАН кандидат физико-математических наук Игорь Разенков.
— Турбулентный лидар на основе микроимпульсного лазера работает в режиме счета фотонов, поскольку слабые зондирующие импульсы дают слабые эхосигналы. Число зондирующих импульсов, как правило, десятки тысяч.
Лидар в течение заданного временного промежутка накапливает эхосигнал, и при этом автоматически происходит усреднение случайного процесса рассеяния, которое позволяет зарегистрировать эффект УОР и судить об интенсивности турбулентности в атмосфере.
Впервые значительное усиление сигнала Игорю Разенкову и его коллегам удалось зафиксировать в октябре 2013 года. За 10 лет было сделано шесть модификаций прибора, на турбулентный лидар и способы его применения получено свыше 10 патентов. В 2022 году турбулентный лидар УОР-5 был установлен на борту самолета-лаборатории Ту-134 «Оптик», чтобы изучить возможность дистанционного обнаружения ТЯН.
— Полученные результаты показали, что на высоте 9000 метров лидар позволяет за 10 секунд производить зондирование турбулентности на дистанцию в 8-10 километров, — подчеркивает Игорь Разенков.
— При скорости 850 километров в час расстояние в 10 километров самолет пролетит за 42 секунды. Минус 10 секунд на измерение, следовательно, прибор способен предупредить экипаж примерно за полминуты до вхождения в турбулентную зону. Достаточно, чтобы отставить в сторону кофе, перейти на ручное управление, сбавить скорость и далее все по инструкции.
Турбулентный лидар УОР-6 был создан в рамках проекта-«стомиллионника» Министерства науки и высшего образования РФ, финансирование которого, к сожалению, прекратилось. Однако прибор настолько заинтересовал коллег, что Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А.Чаплыгина за счет собственных ресурсов изготовил специальный обтекатель, который позволит производить зондирование в направлении полета с борта Ту-134 «Оптик». В ближайшие дни самолет с новым оборудованием на борту поднимется в небо.
— Наш УОР — отечественная разработка, простая и эффективная альтернатива европейскому лидару высокого спектрального разрешения или японскому доплеровскому. Есть интерес индустриальных партнеров и, соответственно, надежда, что прибор, созданный в ИОА СО РАН, станет частью штатного оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности полетов воздушных судов, — резюмирует Игорь Разенков.

Ольга КОЛЕСОВА
Фото предоставлено И.Разенковым

Невиданная молекула. Ученые предсказали, что она есть в недрах Урана и Нептуна
Распубликованные декреты. Как искусство призвали на службу агитации