Рассматривая Человека. С точки зрения философии он полидисциплинарен

В 2020-2022 годах в Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы исследовали одну из вечных фундаментальных проблем философии — бытие человека в многообразии его социокультурных проявлений в истории и в современном социуме. Проект был поддержан грантом РФФИ (ныне — Российский центр научной информации).
Коллектив под руководством профессора Нура Кирабаева, завкафедрой истории философии, работая в международном проекте совместно с учеными из Университета Чжэнчжи (г. Тайбей, Тайвань), изучал феномен человека с позиции полидисциплинарности и в контекстах восточной, западноевропейской и русской культур.
— Цель была показать генезис (зарождение, начало формирования чего-либо) философско-антропологических, религиозных, теологических, этических, теоретико-коммуникационных и других учений мыслителей. Причем разных. Восточных, в том числе тайваньских, западных и отечественных в рамках культурных традиций Востока, Запада и России, — рассказал «Поиску» Нур Кирабаев.
— Историко-философское рассмотрение учений восточных, западноевропейских, древнерусских и российских мыслителей разных культур сделало возможным проведение глубокого и всестороннего анализа становления философии.
Начали мы с рассмотрения теоретико-философского обоснования человека. Использовали данные из различных областей знания: социальных наук, этики, медицины, теорий массовых коммуникаций, религиоведения и цивилистики. То есть выходили на обобщающие выводы относительно понимания сущности людей в культурах Востока и Запада, российской философской традиции в различные исторические периоды.
Нам удалось наладить теоретическое взаимодействие с учеными из Тайваня, что помогло провести анализ работ тайваньского мыслителя Ху Ши: его понимания человека, включенного в определенные культурные и социальные условия. Много внимания уделили учению Ху Ши об образовании в восточных странах, в частности, в Китае.
— То есть китайский вектор был самым важным?
— Вовсе нет! Это — лишь одно из направлений исследований. Новизна нашего проекта как раз в том, что был проведен теоретический анализ взаимодействия цивилизаций в контексте выведения гносеологического статуса человека в христианстве и исламе.
Ученые рассмотрели соотношения понимания веры и разума в мусульманских и христианских цивилизациях, проанализировали истолкования священных текстов ислама и христианства. Была показана роль учений арабо-мусульманских мыслителей эпохи Средневековья для современного философского знания и выявлены аксиологические основания ислама.
Наша группа рассмотрела специфику философского и теологического понимания человека в греко-византийской патристике, а она — важнейший источник русской культуры и русского православия. Были представлены выводы о параллельном становлении философско-религиозного знания на арабском Востоке и в ареале Византийской империи.
Мы с коллегами исследовали и систематизировали религиоведческие, богословско-патристические тексты, философские и культурологические источники для обоснования понимания человека в истории русской философии периодов Древней и Средневековой Руси. Итогом стала монография, в которой важнейшим методологическим принципом является теоретическая междисциплинарность в обосновании древнерусских философских и религиозных учений о человеке.
Отмечу, что помимо монографии в первый год работы над проектом участниками научного коллектива были подготовлены 10 публикаций.
Следующим шагом, как сообщил профессор Кирабаев, стало исследование феномена человека с точки зрения проявления его многообразного бытия: гражданского, социального, этнокультурного, религиозного, цивилизационного, коммуникационного, этико-нравственного. Был проведен анализ современных отечественных и зарубежных философско-антропологических учений, в частности, учения восточных мыслителей в сравнении с западноевропейскими, обобщены концепции русской философской мысли.
В частности, много внимания было уделено степени и специ-фике влияния современных технологий на человека, образование и культуру.
— Мной были рассмотрены понятия «высоких образовательных технологий» (Hi-Ed), высоких технологий (Hi-Tech) и высоких гуманитарных технологии (HI-Hume) в их взаимосвязи, а также общее и особенное их проявления в историческом развитии, — рассказал Нур Кирабаев. — И предложено авторское понимание меняющейся роли человека в новой реальности стремительного развития технологий (Hi-Tech) — концепция изменений в понимании онтологии человека.
— Можно об этом подробнее, Нур Серикович?
— Современные масс-медийные структуры (печатные и онлайн-издания, радио, ТВ и telegram-каналы) — это социальный институт, обладающий всеми средствами для мощного воздействия на человека и общество.
Мы исследовали формы и способы имитации коммуникаций и регулирования общественной и политической жизни средствами массовых коммуникаций. Даже сравнили системы образования в России и в Тайване с точки зрения применения духовных оздоровительных практик и направленности образования на духовные «технологии» и философские основания педагогического процесса.
— Я слышал, что особое внимание вы уделили русской философии и выведению концептуальных оснований учения Алексея Лосева…
— Да, вместе с участником проекта Сергеем Анатольевичем Нижниковым мы проанализировали понимание русским мыслителем соотношения метафизики и диалектики и их влияния на метафизическое рассмотрение человека.
Метафизику Алексей Федорович Лосев понимал прежде всего как метод познания. Человек мыслится Лосевым (вслед за С.Н.Трубецким, С.Л.Франком и др.) как существо метафизическое, сущность которого обретается и развертывается через трансцендирование налично сущего. Вместе с тем антропология Лосева носит персоналистический характер — бытийный, субстанциальный и креационистский, что связано с восприятием им византийского исихазма.
Мы опубликовали статью об этом в журнале «Вопросы философии» (2022, №5). Русская философия вообще всеобъемлюща, и тут еще непочатый край для исследователей. Отмечу, кстати, работу Ольги Чистяковой, рассмотревшей русскую философию в ее взаимодействии с византийской мыслью.
Ольга Васильевна проанализировала понимание природы человека в этих двух типах философствования и культуры. Она исследовала процесс зарождения и становления теоретизирования о человеке в византийской философии раннего и позднего периодов развития, а также в древнерусской мысли Киевской Руси. Там и преемственность с византийской мыслью, и самобытный феномен, раскрывающийся в оригинальных антропологических учениях, религиозных течениях и идейных направлениях.
По мнению доктора наук Ольги Чистяковой, древнерусская мысль была генетически связана с антропологической проблематикой византийской философии и греко-византийской культурой. Теоретизирование в богословских спорах и мистико-религиозном гносисе, обоснование постепенного восхождения человека к Богу, рационализация религиозных и социальных проблем, сопряженных с насущными государственными задачами Руси, — вся эта проблематика византийской философии и богословия естественно воспринималась древнерусским «мудроборством».
Был сделан вывод о существовании уникальной философии уже в ранний период русской государственности. Особое место в исследовании Чистяковой заняла антропологическая проблематика в учении исихазма и концепции нетварного, а также Фаворского света в рамках мистико-религиозного направления XI века, перешедшие в средневековую русскую культуру и философские учения русских мыслителей.
— Как много разом взято направлений исследований…
— Потому по завершении проекта мы смогли опубликовать монографию, в которую включены совместные статьи российских ученых и наших партнеров из Университета Чжэнчжи. Коллективное монографическое исследование представляет собой целый спектр авторских взглядов, объединенных общей темой проекта РФФИ.
Авторы провели сравнительный анализ различных представлений о сущности человека в российской, западноевропейской и восточной историко-философской мысли, показали их преломление в русской философии XIX и XX веков, а также в значимых постсоветских исследованиях.
Удалось оригинально представить отечественную востоковедческую науку, переосмыслившую богатейшее духовное наследие Востока, раскрывшую китайские и индийские традиции духовного и физического здоровья человека. С.А.Нижников на примере концепции диатетики Иммануила Канта соотнес принципы физического, психического и духовного (нравственного) здоровья в западном мышлении.
Особое внимание уделили антропологической специфике древнекитайского мировоззрения (даосизма и конфуцианства) и принципам построения мироздания, Поднебесной, человеческого поведения (естественности, ненасилия, уважения), которые могут рассматриваться как актуальные для современной цивилизации.
Философ Валерий Киселев, наш коллега по РУДН, рассмотрел выработанные в учениях мыслителей Тайваня аспекты понимания человека в его социальном и культурном окружении, синергию различных методологий, междисциплинарных научных данных, светских и богословских источников, концепций восточной и западной традиций осмысления здоровья человека и духовных практик, учений русских и византийских мыслителей, западных модернистских и постмодернистских рефлексий.
Эта работа позволила рассмотреть человека в качестве центра пересечения культур, религий, этнических и цивилизационных ценностей, информационных и технологических проблем современных обществ.
Результаты исследования представлены в 24 статьях и 2 монографиях. Также в издательстве Springer опубликованы 3 сборника Международной конференции «Философия человека как проблема междисциплинарных исследований», проведенной совместно с партнером из Тайваня (Университет Чжэнчжи, департамент философии) под эгидой проекта РФФИ.
— Какие планы на будущее?
— С учетом преемственности проблематики по религиозно-антропологической философской традиции работаем по поддержанному РНФ проекту «Византийская философия как феномен взаимовлияния западной и восточной культур и источник формирования философии в Древней и Средневековой Руси».
Цель — восполнение утраченного внимания в российском обществознании к великому наследию византийской мысли, во многом повлиявшему на становление культуры, философии, богословия и житийной традиции, искусства, эстетики и литературы Древней и Средневековой Руси.
Через преемственность Руси наследие Византии сохраняет свою значимость и для современной России.
В связи с тем, что генезис византийской философии происходил на основе синтеза такого широкого многообразия западных и восточных теоретических и религиозных источников, в ходе проекта предполагается выявить и обосновать влияние философии Византии в ее тесном взаимодействии с христианским богословием на Средневековую культурную ойкумену запада и востока бывшей Римской империи, равно как и обратное воздействие европейских и арабо-мусульманских философских и религиозных традиций на становление византийской философии.
Находившаяся на пересечении цивилизаций и культур народов Запада и Востока уникальная философия Византии во многом обусловила становление древнерусской традиции философствования и богословия, а также средневекового теоретического мышления Руси. Поэтому важной фундаментальной целью проекта является теоретическое обоснование формирования философии Руси древнего и средневекового периодов с выделением специфики как преемственности философских, антропологических, религиозных идей византийских мыслителей, так и формирования оригинальной и самостоятельной традиции отечественной философской мысли.

Подготовил Андрей СУББОТИН

 

Нет комментариев