Выпущен сборник «Индикаторы образования: 2022»

02.02.22

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ и Минобрнауки выпустили статистический сборник «Индикаторы образования: 2022».

В силу особенностей сбора статистики данные приведены в основном по итогам 2020 года. Расходы на высшее образование составили 1% ВВП России (все расходы на образование – 4,6%). Это сопоставимо со показателями в Италии, Испании, Германии, Франции, Японии (0,9 – 1,2%), но ниже, чем в США, Великобритании, Канаде, Швеции, Республике Корея (1,4 – 2,5%). Государственные расходы на одного обучающегося в системе ВО по сравнению с 2010 годом выросли на 11,4% в постоянных ценах.

Растет доля студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры за счет бюджетных ассигнований. На начало 2020/2021 учебного года она составляла 47% студентов, десять лет назад – 37%.

Среди программ бакалавриата, специалитета, магистратуры наиболее востребованы специальности и направления подготовки, относящиеся к наукам об обществе, – 41,2% выпускников 2020 года получили квалификацию в этом направлении (из них большинство – в области экономики и управления, юриспруденции). Чуть менее трети (28,4%) выбрали специальности, связанные с инженерным делом, технологиями и техническими науками. По доле выпускников в области ИКТ Россия (5%) находится практически на одном уровне с США, Германией, Республикой Корея (4,5 – 4,7%).

Российское высшее образование становится более привлекательным для иностранных граждан. Доля зарубежных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в российских вузах, возросла с 2,3% в 2010/2011 учебном году до 7,7% в 2020/2021 учебном году.

Профессорско-преподавательский состав активно участвует в программах дополнительного профессионального образования. Доля работников, прошедших повышение квалификации и (или) переподготовку в течение последних трех лет, составляет 91,4%.

Почти три четверти ППС, реализующих программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, имеют ученую степень доктора или кандидата наук, 13,5% из них — лица возрасте до 35 лет.

В расчете на одного работника ППС стабильно приходится 12 студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Существенно выше, чем в России, нагрузка на одного преподавателя в таких странах, как Новая Зеландия, Чехия (по 17 студентов), Латвия, Франция (по 18), Италия, Турция (по 20).

В исследовании отмечается, что выпускники с высшим образованием чаще устраиваются по специальности, чем выпускники со средним профессиональным образованием (70% по ВО против 56-58% по СПО), а наличие диплома о высшем образовании положительно влияет на уровень заработной платы. У работников с высшим образованием она в среднем в 1,6 раза выше, чем у работников со средним общим образованием.

 

Нет комментариев