Воспитатели интересов. Педвузы планируют подготовить новое поколение учителей-инженеров

В последнее время абитуриенты педагогических вузов стали проявлять все бÓльшую заинтересованность в естественно-научных дисциплинах. Так, согласно данным приемной кампании 2022 года, самый высокий конкурс был отмечен на направления подготовки, связанные с преподаванием математики, информатики и физики, — 5-10 человек на место.
По мнению экспертов, такие показатели говорят о том, что молодое поколение стремится к развитию науки и технологий, а также понимает важность компетенций в этих областях для своей будущей карьеры. Для достижения глобальной цели — технологического суверенитета России — особенно важно поддерживать этот возрастающий интерес, а также учиться его формировать «с нуля». Поэтому разрабатывается целый комплекс мероприятий, нацеленных на воспитание и удержание тяги к точным предметам подрастающего поколения.

Например, Министерство науки и высшего образования России совместно с Министерством просвещения открывают инженерные классы, ориентированные на экономические потребности регионов. Благодаря этой инициативе за прошлый год в школах по всей стране уже появились 126 классов по профилю судо- и авиастроение.

«Главным ориентиром нам служит Концепция технологического развития России до 2023 года, — отмечает заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева. — Инженерное образование — это целое направление, которое касается всех учебных учреждений, где преподаются точные науки. Сегодня, когда на повестке дня — технологическая независимость страны, роль педагога становится первостепенной».

Замминистра уверена, что подведомственные вузы организационно и технически способны «учить новых учителей» и выпускать «педагогов — носителей новых знаний, умеющих формировать интерес». С этой целью в рамках проекта «Образование» в педвузах создаются новые лаборатории и технопарки, на площадках которых будущие преподаватели оттачивают свои практические навыки.

«В первую очередь идет речь об осмыслении механизмов формирования инженерного мышления, — рассказал исполняющий обязанности ректора Российского государственного профессионально-педагогического университета Валерий Дубицкий. — Раньше из всех поступавших к нам абитуриентов лишь 15-16% были увлечены техникой, сегодня этот показатель не меньше 25%. Конечно, хвастаться еще особо нечем, но мы встали на верный путь».

С тем, что работы в этом направлении еще много, но некоторый прогресс все же есть, согласен и ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко. Он считает, что главный вызов перед педвузами заключается в том, чтобы дать каждому выходящему из их стен вуза учителю широкий кругозор. Педагог обязан понимать суть того, что происходит сегодня в науке и технике, знать, какие требования предъявляются к различным специалистам. Однако такую широкую картину мира сформировать в рамках одного направления невозможно. Именно поэтому всем современным учебным учреждениям нужно начинать внедрять междисциплинарный подход, еще больше внимания уделять практике своих учащихся и налаживать коммуникацию с предприятиями, ведь только так можно дать студентам реальный опыт работы и показать, как их знания могут быть применены в жизни.

Эксперты уверены, что развитие инженерного образования в педвузах — это сложный и многогранный процесс, который требует совместных усилий со стороны университетов, государства и бизнеса, и если все заинтересованные стороны научатся работать вместе, то новое поколение высококвалифицированных учителей не заставит себя долго ждать.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев