Утверждены новые перечни специальностей и направлений подготовки в вузах

13.03.22

Министерство науки и высшего образования утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки, которые вступают в силу с 1 сентября 2024 года. Соответствующий приказ опубликован на интернет-портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203030033). Новые перечни призваны повысить гибкость программ высшего образования для соответствия потребностям экономики и рынка труда. В них введены новые области образования и укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСН). Например, среди новых областей — «Информационно-коммуникационные технологии», «Социальная сфера и сфера услуг», «Образование и педагогические науки». Среди укрупненных групп специальностей и направлений: «Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект», «Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии», а также в отдельные УГСН выделены «Кораблестроение и морская техника» и «Управление, эксплуатация и инфраструктура водного транспорта».

Введены новые специальности и направления подготовки, их количество составляет 20% в общем объеме новых перечней. Появились «Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология», «Медицинская микробиология», «Системы искусственного интеллекта», «Техническая кибернетика и информатика», «Социотехнологическое обеспечение национальной безопасности», «Управление специальным информационно-технологическим обеспечением», «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры», «Инженерия в агробизнесе» и др.

С 2024 года абитуриенты будут поступать не на конкретное направление подготовки или специальность, а на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки с последующим выбором конкретного направления подготовки/специальности после освоения обязательной части. В свою очередь у вузов есть возможность разрабатывать как базовые образовательные программы, так и междисциплинарные, в том числе по нескольким специальностям/направлениям подготовки, а также формировать гибкие образовательные программы, соответствующие актуальным потребностям рынка труда и отражающие индивидуальную траекторию обучающегося.

Новые перечни устанавливают прямую связь между полученным образованием и присваиваемой выпускникам квалификацией. Теперь квалификации отражают не только уровень образования, но и направления профессиональной деятельности, в которой будет работать выпускник (например, «Бакалавр биологии», «Магистр картографии и геоинформатики», «Горный инженер», «Врач — медицинский микробиолог»). Этот подход позволит работодателю соотнести уровень образования с требованиями к квалификации в сфере труда и повысит конкурентоспособность выпускников. Кроме того новые перечни обеспечат сопоставимость образовательных систем.

Нет комментариев