Школа исследователей-лидеров. Ученые ЮФУ и РАН совместно разрабатывают электриды

Южный федеральный университет и ФИЦ проблем химической физики, а
также медицинской химии РАН (г. Черноголовка) запустили уникальную
школу исследователей-лидеров в области наук о материалах.

Школа исследователей-лидеров «Университет – РАН» в области наук о
материалах воплощает новый формат взаимодействия академической и
университетской науки и решает две ключевые задачи: подготовку
руководителей научных исследований – Principal Investigators (PI),
сочетающих в себе качества активного учёного и эффективного управленца, а
также развитие совместных команд молодых исследователей ФИЦ ПХФ и
МХ РАН – ЮФУ, способных идти от идеи до реализации исследовательского
проекта стратегического уровня.

Школа исследователей-лидеров финансируется и реализуется в рамках
программы развития ЮФУ «Приоритет 2030». Она была спроектирована
совместными усилиями ЮФУ и ФИЦ ПХФ и МХ РАН как полигон для
формирования новых совместных команд молодых учёных в области наук о
материалах. Участники школы не только улучшают свои навыки руководства
исследованиями, но и в сжатые сроки проводят анализ рынка и запросов
высокотехнологичных компаний, находят возможности для востребованных
разработок, создают новые наукоёмкие продукты.

Первый этап школы был успешно реализован 22-23 апреля в двух городах. В
Ростове-на-Дону на базе ЮФУ команды провели глубокий анализ рынка,
технологических запросов индустрии и научных трендов. Это позволило
сформировать пул совместных проектов для дальнейшей разработки.

Второй этап прошёл 20-24 мая на площадке ФИЦ ПХФ и МХ РАН. Команды
всех 6 проектов выполнили первый практический этап, получив
экспериментальные результаты, подтверждающие правильность выбранных
гипотез.

«Программа недельной работы в г. Черноголовке была очень насыщенной,
она включала не только работу над проектами и ежедневные питч-сессии по
результатам проделанной работы, но и экскурсии, лекции, спортивные блоки
и знакомство с прекрасной природой г. Черноголовка», – рассказала лидер
одной из команд-участниц Школы Екатерина Глазунова.

По ее словам, в состав ее команды вошли четверо сотрудников ЮФУ:
Глазунова Екатерина, к.ф.-м.н., НИИФ ЮФУ; Сухарина Галина, к.ф.-м.н.,
Физфак ЮФУ; Кубрин Станислав, д.ф.-м.н., НИИФ ЮФУ; Пугачев Артем,
к.х.н, НИИФОХ ЮФУ – и трое специалистов из ФИЦ ПХФ и МХ РАН:
Боженко Константин, д.х.н.; Утенышев Андрей, к.х.н.; Казакова Анна, к.х.н.
В рамках школы исследователей-лидеров ЮФУ по треку «Науки о
материалах» команда занимается реализацией проекта «Разработка методов
получения электридов для катализа и микроэлектроники».

Как отметила Екатерина Глазунова, проект направлен на разработку и
получение нового класса материалов, которые называют электридами.
Электриды – это материалы, имеющие ионную структуру, в которых
электроны играют роль проводящих анионов. В обычном состоянии такие
материалы являются изоляторами (диэлектриками), а после определенных
воздействий (например, ионизирующим излучением) превращаются в
проводник. Такие материалы интересны с точки зрения микроэлектроники в
качестве мемристоров – компонентов, значительно изменяющих свое
сопротивление в зависимости от протекшего через него электрического
заряда. Кроме того, они могут быть отличными кандидатами для
использования в качестве катализатора в синтезе аммиака.

«В качестве таких материалов нами были выбраны некоторые оксиды
щелочноземельных металлов, которые согласно теоретическим расчетам
К.В. Боженко и А.Н. Утенышева должны прекрасно подойти на роль
электридов. В рамках работы в Черноголовке нами были апробированы
несколько методик воздействия (в том числе и воздействие ионизационного
излучения) на полученные нами ранее различными способами оксиды. И
сделаны выводы, во-первых, о перспективности применения выбранных нами
методов, а во-вторых, о необходимости их дальнейшей оптимизации», –
добавила Екатерина.

Также ученая из НИИФ ЮФУ рассказала о впечатлениях членов команды от
проделанной работы:

«Нам кажется, что такой новый формат взаимодействия является очень
перспективным и безусловно полезным как для развития личностных
компетенций научных работников-исследователей, так и для науки в целом.
Особенно хотелось бы отметить очень доброжелательное и дружелюбное
отношение со стороны коллег из ФИЦ ПХФ и МХ РАН, благодаря им эта
интересная, но тяжелая трудовая неделя оставила после себя только
хорошие впечатления и положительные эмоции».

Впереди участников школы ждут ещё два насыщенных этапа подготовки, в
ходе которых они побывают на площадках ведущих научных центров страны
и в передовых технологических компаниях. Школа исследователей-лидеров
«Университет – РАН» призвана стать важной вехой в развитии кадрового
потенциала российской науки и высокотехнологичной индустрии в области
наук о материалах.

Такое взаимодействие университета с ведущим центром РАН позволяет
повысить эффективность совместных исследований и максимально раскрыть
потенциал молодых учёных.

 

Изображения: ЮФУ

 

Нет комментариев