Российское образование на пути трансформации. Новые стратегии и международные тренды

Первая половина 2024 года ознаменовалась значительными изменениями в российской образовательной системе. Ряд стратегических документов, принятых в этот период, определяют долгосрочные тренды развития российского образования и контуры образовательной политики.

Первая половина 2024 года характеризуется, в первую очередь, появлением ряда стратегических документов, которые определяют долгосрочные тренды развития российского образования и контуры образовательной политики.

  • Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ

Важным событием стало принятие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309, который определяет цели развития России до 2030 и на перспективу до 2036 года. Среди них выделяются три основные цели, непосредственно связанные с системой образования:

  1. Технологическое лидерство.
  2. Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов.
  3. Воспитание патриотичной и социально ответственной личности.

Кроме того, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию утвержден набор поручений, который ляжет в основу новых национальных проектов. Наибольшее значение для сферы образования имеют проекты «Молодежь и дети» и «Кадры». Эти проекты предусматривают продолжение и расширение охвата и финансирования ключевых программ, таких как «Профессионалитет», «Передовые инженерные школы», «Приоритет 2030», «Современные университетские кампусы» и «Платформа университетского технологического предпринимательства». Также важные поручения касаются общего образования, включая строительство новых школ, обновление инфраструктуры старых, формирование базы лучших воспитательных пространств и создание сети передовых школ.

Одной из ключевых задач Министерства науки и высшего образования становится формирование новой национальной системы высшего образования. Сегодня на базе шести университетов реализуется пилотный проект, и его результаты должны стать основой для определения наиболее успешных практик, которые можно дальше тиражировать на уровне системы.

  • Евгений Терентьев

Среди ключевых принципов новой национальной системы высшего образования заявлены:

  • Целостность и достаточность образовательных программ;
  • Фундаментальность получаемых студентами знаний;
  • Практикоориентированность;
  • Гибкость, позволяющая учитывать дисциплинарную и профессиональную специфику, а также тип траектории студента.

Международные тренды в образовании

Международные дискуссии о развитии образовательных систем продолжают развивать идею важности фокусировки не только на академических достижениях, но и на вопросах социального и психологического благополучия.

В 2025 году впервые под эгидой ОЭСР будет запущено сопоставительное исследование качества среднего профессионального образования (СПО). В опубликованном докладе представлена аналитическая рамка и инструменты, которые будут использоваться для оценки. Глобальные дискуссии о развитии образовательных систем продолжают развивать идею о важности фокусировки не только на академических достижениях, но и на вопросах социального и психологического благополучия.

  • Евгений Терентьев

Одним примеров нового подхода к образованию является концепция «Счастливых школ» от ЮНЕСКО. Этот доклад постулирует важность формирования образовательной среды, нацеленной на поддержание высокого уровня психологического благополучия обучающихся. Согласно докладу ЮНЕСКО, образование должно фокусироваться не только на академических достижениях, но и на воспитании всесторонне развитых и счастливых учеников.

Эти инициативы и проекты показывают, что российская образовательная система находится в процессе активной трансформации, стремясь создать более благоприятные условия для обучения и всестороннего развития учащихся. Международные тренды подчеркивают важность не только академических успехов, но и социального и эмоционального благополучия, что становится ключевым элементом трансформации образовательных систем по всему миру.

 

 

 

Нет комментариев