Глаза суровые. Студенты все строже к своим альма-матер

На протяжении второго года учебы в условиях пандемии число студентов, имеющих претензии к своим вузам, неуклонно шло в рост. Увеличилось и количество желающих высказать свое мнение о качестве работы университета, включая родителей учащихся и преподавателей. К таким выводам, в частности, пришли авторы очередного исследования «Российские вузы глазами студентов-2022». В рамках совместного проекта его ежегодно проводят специалисты ресурса «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и сайта «Табитуриент: Типичный абитуриент».

На площадке информагентства итоги исследования представил руководитель проекта «Типичный абитуриент» Владислав Белый. По его данным, места университетов в рейтинге, составленном по этим итогам, были определены на основании порядка 130 тысяч оценок («сливов» в форме мини-эссе), что почти втрое больше, чем было год назад. Примерно в четыре раза выросло и количество инсайдеров в вузах — до 4 тысяч с лишним человек (преимущественно студентов). Правдивость отзывов оценили на сайте почти полмиллиона пользователей.

«Рост в той или иной степени недовольных своими вузами студентов мы наблюдаем на протяжении шести последних лет. Сегодня это уже практически каждый второй. Исключительно положительно отзываются о своем вузе только 37% студентов», — сообщил Владислав Белый.

В 2021 году продолжилась тенденция предыдущего года: чаще всего не удовлетворены качеством обучения учащиеся региональных университетов. Если в столице и Подмосковье таких 46,9%, то в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где еще недавно ситуация была схожа с московской, — 54,1%. Примерно такой же показатель (54,4%) в остальной части страны.
Наибольшая доля «несчастных» учится в педагогических (63,2%) и медицинских вузах (59%), а «счастливых» — в социально-экономических (42,6%).

Участники исследования провели дополнительный опрос порядка 2 тысяч студентов, выделяя наиболее волнующие тех проблемы. Показатели респонденты оценивали по десятибалльной шкале. Хуже всего, на их взгляд, обстоят дела с качеством работы административного аппарата — ее оценка в среднем составила 5,9 балла. Ненамного выше оценили студенты качество образования — 6 баллов. Незначительный рост, по словам Владислава Белого, наблюдается только у показателя «состояние и оснащение корпусов вуза» (6,7). А на самый высокий средний балл (7,9) студенты оценили удобство расположения корпусов.

Практически не изменилась ситуация с предоставлением мест в общежитиях. О том, что их могут получить все желающие, сообщили 32% респондентов, 50% свидетельствовали об избирательном заселении, а 18% — об отсутствии таковых мест вообще. Не радует и статистика отзывов о наличии коррупции в университетах: в 2021 году участники исследования лично сталкивались с ней чаще, чем в предыдущем (12,8% и 12,3% соответственно).

«Мы видим, что сегодня растет критическое отношение студентов к своим вузам, и связываем это с приходом туда действительно мотивированных абитуриентов, которые хотят учиться. Они предъявляют все больше требований к качеству организации, образовательной и административной деятельности, к другим сторонам жизни университета. Примерно 30% респондентов честно признают, что плохо представляли себе степень соответствия выбранной программы и вуза собственным ожиданиям и возможностям, поэтому и сменили место учебы. Это говорит об осознанном подходе к своему образованию. Качество абитуриентов растет», — констатировала руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина.

Одновременно она призвала университеты задуматься над причинами потери лояльности студентов, которые после бакалавриата предпочитают продолжать учебу в магистратуре других вузов и активнее поддерживать обратную связь с учащимися.

«Обрыв такой коммуникации негативно сказывается на имидже университета, и сегодня это — один из ключевых моментов», — подчеркнула Наталья Тюрина.

Она также отметила, что во многих случаях студенты обращают внимание на поведение преподавателей и содержание их курсов. Много претензий к качеству преподавания иностранных языков. Нередко абитуриент, пришедший из школы с хорошим уровнем знаний, теряет его в процессе обучения в университете. Часто не оправдываются ожидания тех, кто рассчитывает на более прикладной характер содержания обучения. Одни не берут в расчет фундаментальность университетского образования, другим не хватает внятной информации о программах, которую университет должен предоставлять абитуриентам. Есть претензии к организации работы студентов с электронными ресурсами, поддержанию порядка на кампусе, росту цен на обучение в условиях удаленки (в этом году зафиксировано подорожание в среднем на 2-3%), не соответствующему уровню его качества. Стоимость питания и проживания не выросла, хотя средней стипендии в 2,5 тысячи рублей студенту сегодня хватает лишь на оплату примерно десяти обедов.

В общей сложности исследование охватило более 300 государственных вузов и четыре филиала. Лучшим в рейтинге авторы присвоили «зеленую метку». В эту группу попали 14 высших учебных заведений, в адрес которых поступило наибольшее число положительных отзывов. Ее возглавляет Санкт-Петербургский горный университет, получивший более 1,4 тысячи оценок и все 10 баллов в ходе дополнительного анонимного опроса (единственный). В числе достоинств были названы, в частности, высокие требования со стороны преподавателей, широкий выбор программ и специальностей, современная инфраструктура и организация работы приемной комиссии.

В списке наиболее любимых своими студентами значатся также: Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД РФ, НИУ «Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана», Московский государственный юридический университет им. О.Е.Кутафина, НИУ «Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. Губкина, МИРЭА — Российский технологический университет, Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева, СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) и Финансовый университет при Правительстве РФ.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Фото: dvgups.ru

Нет комментариев