Чему учить ученого? Московское правительство заботится о молодых исследователях столицы

В столице был дан старт большому проекту правительства города под названием «Сообщество молодых ученых Москвы». На днях состоялась церемония открытия Университета молодого ученого, который будет действовать в рамках этого проекта.

Основой создаваемого сообщества стали молодые люди, получившие премию правительства Москвы в области науки и образования за исследования и разработки, полезные для города и страны. Премия выплачивается с 2013 года, за это время на нее претендовали более 6 тысяч ученых в возрасте до 40 лет из вузов и научных организаций столицы, 604 из них были награждены.

Лауреаты этой премии и приняли участие в церемонии, прошедшей в Президентском зале главного здания РАН.

«Здесь сосредоточен молодой интеллектуальный резерв государства, — приветствовал собравшихся вице-президент РАН академик Степан Калмыков. — Когда вся страна испытывает сложности, то самая естественная вещь — сильным адекватным людям объединиться в стремлении изменить жизнь к лучшему».

Сообщество создано, в частности, с целью поддержать недавно ступивших на научную стезю и помочь им «в решении вопросов и задач, направленных на повышение качества жизни в стране». Академик Калмыков отметил, что сегодня «необходимо создавать собственные продукты и технологии, и роль государства, правительства, муниципальных властей в этом очень большая». Новый проект правительства Москвы призван помогать молодым ученым легче ориентироваться в системе мер поддержки, лучше понимать спрос со стороны бизнеса и государства на темы исследований, разбираться в процедурах патентования, создавать стартапы и т. д. — на это направлена целая система образовательных и консультационных круглогодичных мероприятий.
Столичное правительство, в свою очередь, ожидает от научной молодежи более активного вовлечения в популяризацию науки, в частности, в работу со школьниками. Академик назвал это направление ключевым, приведя в доказательство опыт МГУ: «Процентов семьдесят ребят, которые приходят к нам поступать, — из одних и тех же школ, потому что там талантливые преподаватели, способные не только пересказать учебник, но и зажечь молодого человека, создать целостную картину мира в его голове».

«Задача по воспитанию следующего поколения, которая стоит перед Сообществом молодых ученых Москвы, является не просто благородной, но и очень важной, связанной с будущим города и страны», — подчеркнул вице-президент РАН.

Необходимые знания даст Университет молодого ученого. О нем подробно рассказала Маргарита Русецкая, директор Корпоративного университета московского образования, одной из старейших образовательных организаций столицы (создана в 1938 году как Московский городской институт усовершенствования учителей). Но прежде она обрисовала картину школьного образования в городе с точки зрения участия в нем научных кадров: «Высокие (не только по московским меркам, но и по международным стандартам) результаты школьников столицы обеспечивают 100 тысяч человек, около 2% из них имеют научные степени и звания. А если взять управленческие команды столичных школ, “остепененных” среди них почти 10%».

Университет молодого ученого предложит своим слушателям дистанционные и очные курсы по обучающим программам, разделенным на два самостоятельных блока. Первый связан с личностным и профессиональным ростом, он формируется с учетом пожеланий самих молодых ученых. Второй блок имеет целью «усиление научной составляющей московского образования». Надо заметить, что сотрудники НИИ, вузовских кафедр, исследовательских центров и сейчас приходят в столичные школы. Но этого, видимо, недостаточно.

По новым ФГОС выпускники школ в обязательном порядке готовят проекты, в том числе и научно-исследовательские.

«Для тех слушателей университета, в ком проснется желание преподавать, мы готовы предложить программу дополнительного профессионального образования по психолого-педагогическому направлению, — сообщила Маргарита Русецкая. — Директора очень заинтересованы в пополнении своих кадров учеными, которые смогут быть научными наставниками учеников».

«Многие из вас принимают активное участие в акции «Ученые — в школы», которую курирует правительство Москвы, — продолжил тему проректор МГУ Леонид Гусев. — В идеале хотелось бы сделать так, чтобы как можно больше ребят понимали, куда они могут пойти после окончания школы, какие технологические темы будут востребованы в ближайшем будущем».

Леонид Гусев презентовал еще одно направление программы — Летнюю выездную школу молодого ученого, которая пройдет в одном из пансионатов Подмосковья. Участников, по его словам, «ждет насыщенная программа по развитию самых разных компетенций — от научных до личностных»: лекции от ведущих ученых, встречи с представителями ведущих деловых компаний, дискуссии и деловые игры. И, конечно, спортивные и развлекательные программы. Треки Летней школы — научная карьера, междисциплинарность, популяризация науки, тренды.
После лекции вице-президента РАН Степана Калмыкова, в которой он подробно рассказал об экспертной роли РАН, состоялись две стратегические сессии — «Наука и город: какие задачи Москва ставит перед молодыми учеными» и «Университет молодого ученого: чему учить? Каковы общие запросы специалистов разных специальностей». В каждой прозвучали предложения по дальнейшему развитию взаимодействия научной молодежи, правительства Москвы, бизнеса и общества.

Модератор обеих сессий академик РАН, доктор химических наук Юлия Горбунова, резюмировав, что от правительства Москвы сегодня есть запрос на привлечение молодых исследователей к работе со школьниками в качестве научных наставников, продолжила:

«На мой взгляд, не менее важным может стать запрос от города на инновационные продукты. Чем, например, отличается импортозамещение от технологического суверенитета? Если взять фармацевтику, то первое — это синтезирование дженериков по известным патентам, второе — создание совершенно нового препарата. В такого рода проектах могли бы участвовать молодые ученые при взаимодействии с правительством Москвы. Кроме того, если говорить о городе, важны культурная, историческая составляющие — то, вокруг чего можно объединить молодежь, школьников, вообще жителей города. Это направления, которые мы могли бы продвигать»

«Взаимодействие ученого с реальным сектором экономики сегодня как никогда актуально, однако в Москве механизмы его, по моему мнению, развиты недостаточно, — считает Александр Мажуга, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, научный руководитель РХТУ им. Д.И.Менделеева, лауреат премии правительства Москвы молодым ученым за 2017 год. — Одна из задач сообщества — соединить на одной площадке исследователей из разных областей и добавить к ним организации реального сектора экономики. Москва здесь могла бы выступить квалифицированным заказчиком на исследования и разработки».

Наталия БУЛГАКОВА

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев