ГМО: мифы и реальность. Что скрывается за генетическими модификациями?

ГМО, или генно-инженерно-модифицированные организмы, давно вызывают разногласия и сомнения среди потребителей. Несмотря на устаревшие стереотипы, современные исследования подтверждают безопасность ГМО-продуктов. В России такая продукция тщательно проверяется и маркируется в соответствии с техническим регламентом ЕАЭС.

Маркировка продуктов с содержанием ГМО предусмотрена для информирования потребителей, но не указывает на опасность товара. Об этом рассказала доктор медицинских наук Надежда Валерьевна Тышко, заведующая лабораторией оценки безопасности биотехнологий и новых источников пищи ФИЦ питания и биотехнологии. Она подчеркнула, что этико-правовые аспекты обеспечивают потребителю возможность осознанного выбора. Продукты с ГМО проходят комплексные исследования, включая токсикологические и аллергологические тесты, прежде чем попасть на рынок.

По данным Роспотребнадзора, доля продукции с ГМО на российском рынке не превышает 0,1%. Основные культуры с генетическими модификациями включают сою, кукурузу, хлопок и рапс. Однако существуют и другие ГМО-растения, такие как ананасы, баклажаны и бананы, но они составляют минимальный процент от общего объема производства. Соевые продукты занимают лидирующие позиции, поскольку более 80% мировой сои генетически модифицировано. На втором месте находится кукуруза с 30% генетически модифицированных посевов.

«СМИ внесли свой вклад в формирование предвзятого отношения общества к ГМО. Но сейчас, мне кажется, люди несколько успокоились»

— Надежда Валерьевна Тышко, доктор медицинских наук, заведующая лабораторией.

Современные ГМО-культуры разработаны для улучшения агрономических и агротехнических свойств, таких как устойчивость к пестицидам и вредителям, или увеличение срока хранения. Примером служит ГМ томат линии FLAVR SAVR, первый ГМО-продукт, поступивший на рынок. Применение таких технологий снижает использование пестицидов и сельскохозяйственной техники, что положительно влияет на экологию.

Генетическая модификация также позволяет улучшать пищевые свойства растений. Например, в Китае был успешно реализован проект «Золотой рис», обогащенный бета-каротином для устранения дефицита витамина А в рационе. Другие примеры включают удаление белков-аллергенов из арахиса, что делает его безопасным для людей с аллергиями.

«Влиять с помощью генетической модификации на пищевые свойства тоже можно, однако таких культур куда меньше,»

— Надежда Валерьевна Тышко.

В целом, генетическая инженерия открывает новые возможности для оптимизации рациона и улучшения пищевых продуктов. Благодаря тщательным исследованиям и проверкам, потребители могут быть уверены в безопасности ГМО-продуктов. Генетические технологии продолжают развиваться, предлагая инновационные решения для питания и здоровья.