Ученые оживили замерзших 24 тысячи лет назад коловраток

08.06.2021

24 тысячи лет провели в вечной мерзлоте микроскопические многоклеточные животные — коловратки (Bdelloidea), прежде чем их успешно оттаяли ученые. Сотрудники Института физико-химических и биологических проблем почвоведения (ИФХиБПП) РАН вместе с коллегами из США, Германии и Чехии датировали найденные в Якутии образцы при помощи радиоуглеродного метода. Ранее уже удавалось «воскресить» коловраток, но не таких древних.

Размороженные коловратки, близкие к современному роду Adineta vaga,  были активны, кормились и даже начали воспроизводиться в бесполом процессе, известном как партеногенез. Появившееся потомство было на десятки тысяч лет моложе родителей.

Чтобы выяснить, как происходит процесс замораживания и оттаивания, исследователи провели эксперименты с десятками найденных коловраток. Надо сказать, что эти существа умеют при неблагоприятных условиях впадать в состояние криптобиоза. Выяснилось, что  Bdelloidea способны противостоять образованию кристаллов льда, а значит, имеют встроенный механизм защиты клеток от повреждений при критически низких температурах.

«Вывод состоит в том, что многоклеточный организм можно заморозить и хранить в таком виде в течение тысяч лет, а затем вернуться к жизни — мечта многих писателей-фантастов, — сказал Станислав Малавин из лаборатории криологии почвы ИФХиБПП РАН. — Конечно, чем сложнее организм, тем сложнее сохранить его живым в замороженном виде, а для млекопитающих это в настоящее время невозможно. Тем не менее переход от одноклеточного организма к организму с кишечником и мозгом, хотя и микроскопическим, это большой шаг вперед».

Если удастся расшифровать биологический механизм, позволяющий  коловраткам выжить в мерзлоте, в будущем, возможно, удастся криоконсервировать клетки и органы людей. Результаты работы опубликовал журнал Current Biology.