Специалисты изучили механизм мурлыканья кошек

Уже давно специалисты пытались выяснить, как кошкам удается издавать характерное низкое мурлыканье —  ведь низкочастотные звуки обычно издают более крупные животные с более длинными голосовыми связками. И вот теперь международная команда ученых установила, что мурлыканье происходит как бы «на автопилоте», а участвуют в нем мягкие подушечки голосовых связок животного.

Эти «мурлыкающие подушечки» соединительной ткани, встроенные в голосовые связки, по-видимому, увеличивают плотность, заставляя связки вибрировать медленнее и создавая характерный гул. Процесс мурлыканья — это пассивное аэродинамическое поведение, которое «включается», когда приходит сигнал из мозга.

Когда говорит человек, он создает низкий, скрипучий звук — голосовые связки вибрируют на очень низкой частоте — такой голос описывают как «гудящий», или «хрипловатый». Важную роль играют толщина отверстия и уровень напряжения голосовых связок, а также поток воздуха, проходящий через них.

Мурлыкающие подушечки кошки работают аналогичным образом, позволяя животным мурлыкать, даже если их голосовые связки намного короче человеческих. Используются те  же механизмы, которые обычно генерируют более высокочастотные вокализации — мяуканье.

Коллагеновые и эластиновые волокна в соединительных тканях голосовых связок расположены в структурах, которые глушат высокие частоты. Эти структуры диаметром до 4 миллиметров ранее были обнаружены у домашних кошек, но их роль в мурлыкании не была изучена.

Чтобы разобраться в проблеме, ученые удалили гортани с голосовыми связками у восьми умерших домашних кошек. Затем специалисты сжали голосовые связки вместе и пропустили через них теплый увлажненный воздух.

Без каких-либо мышечных сокращений или нейронной активности все восемь гортаней издавали мурлыкающий звук в результате самоподдерживающихся колебаний голосовых связок на частотах в диапазоне мурлыкания домашней кошки — от 25 до 30 Гц.

Это открытие показывает, что сокращение мышц не является обязательным для мурлыканья. Структуры соединительной ткани могут быть основной движущей силой. Теперь исследователям предстоит это доказать, изучив процесс на живых кошках, что несколько сложнее.

Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.

Изображение от freepic.diller на Freepik