Под морским дном обнаружен скрытый подземный мир, наполненный невиданными ранее существами

Под подводным вулканом ученые обнаружили скрытый мир, наполненный диковинными существами.

Первая в своем роде среда обитания кишит невиданными ранее формами жизни, включая странные виды червей, улиток и обитающих на большой глубине осьминогов. Экосистема, расположенная под гидротермальными источниками на Восточно-Тихоокеанском шельфе у берегов Центральной Америки, была обнаружена учеными на борту исследовательского судна Falkor с помощью роботизированной руки, счищающей слои морского дна.

«На суше мы давно знаем о животных, живущих в подземных полостях, а в океане — о животных, живущих в песке и иле, но впервые ученые обнаружили животных под гидротермальными источниками», — говорится в заявлении Джиотики Вирмани, исполнительного директора Института океана Шмидта, возглавившего экспедицию к этой экосистеме.

«Это поистине удивительное открытие новой экосистемы, скрытой под другой экосистемой, является новым доказательством того, что жизнь существует в невероятных местах».

Впервые гидротермальные источники были обнаружены учеными в 1977 году при исследовании Восточно-Тихоокеанского хребта — границы тектонических плит в районе Галапагосских островов у западного побережья Южной Америки. Жерла, напоминающие тотемы из расплавленного воска, высотой примерно 10-12 м, выбрасывают в океан горячую, богатую минералами воду.

Несмотря на экстремальные температуры вокруг жерл — до 368 градусов Цельсия — ученые обнаружили процветающие пищевые цепочки с хемосинтезирующими бактериями, брюхоногими моллюсками, крабами и червями, поддерживаемыми богатыми питательными веществами, вытекающими из жерл.

Однако до сих пор никто из ученых не задумывался о том, чтобы заглянуть под жерла.

В рамках проекта ученые с помощью роботизированного манипулятора расчистили квадрат океанского дна, а затем установили сетчатые ящики над трещинами в земной коре. Когда позже исследователи заглянули внутрь этих коробок, они обнаружили множество животных, живущих под полостями, что подтвердило, что эти существа попали туда из-под морского дна.

Особый интерес исследователей вызвало одно животное — гигантский трубчатый червь (Riftia pachyptila). Над жерлами видны лишь немногие молодые особи этого животного, что заставляет ученых предположить, что личинки добираются до новых мест обитания внутри подводных вулканических потоков.

«Наше представление о жизни животных в глубоководных гидротермальных источниках значительно расширилось благодаря этому открытию», — заявила Моника Брайт, эколог из Венского университета, работавшая над проектом.

«Существуют две динамичные среды обитания в жерлах. Животные, обитающие в жерле над и под поверхностью, живут в унисон, завися от жидкости, поступающей из жерла снизу, и кислорода в морской воде сверху».

Исследователи, которые опубликуют свои результаты в конце этого года, продолжат изучение этой хрупкой и загадочной экосистемы, которая считается уязвимой к воздействию глубоководных разработок, планируемых в Тихом океане.

«Открытия, сделанные в ходе каждой экспедиции Океанического института Шмидта, подтверждают настоятельную необходимость полного изучения нашего океана, чтобы мы знали, что существует в морских глубинах», — заявила Венди Шмидт, президент и соучредитель Океанического института Шмидта.

«Открытие новых существ, ландшафтов, а теперь и совершенно новой экосистемы подчеркивает, как много нам еще предстоит узнать о нашем океане, и как важно защитить то, что мы еще не знаем и не понимаем».