Необычные партнеры. Как самцы скальных ящериц реагируют на партеногенетических самок

Ученые из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН и МГУ исследовали поведение самцов обоеполого вида скальных ящериц по отношению к партеногенетическим самкам. Это исследование показало, что самцы не избегают однополых самок, несмотря на отсутствие возможности получить потомство, что вызывает интересные социальные и биологические последствия.

Партеногенетические ящерицы, размножающиеся без участия самцов, представляют собой уникальный феномен в животном мире. Эти однополые виды, возникшие в результате гибридизации между близкими видами, образуют клональные потомства, практически идентичные своим родителям. В популяциях таких видов отсутствует конкуренция за самцов, что способствует мирному сосуществованию с высокой плотностью населения и низким уровнем агрессии.

Три исследуемых поселения скальных ящериц: на холме (D. valentini), старом мосту и на холме (D. valentine + D. armeniaca). Соотношение видов и полов в каждом поселении представлено на рисунке

Однако в местах, где ареалы однополых партеногенетических ящериц пересекаются с ареалами обоеполых видов, возникают интересные межвидовые взаимодействия. Ученые из России и Армении, сравнив поведение самцов обоеполого вида Darevskia valetnini и партеногенетического вида D. armeniaca в совместных и раздельных популяциях, обнаружили, что самцы проявляют интерес к самкам обоих видов.

«Тот факт, что наблюдались многократные спаривания с ними и две трети таких самок несут следы от спаривания, говорит о том, что они не полностью обделены вниманием со стороны самцов».

• Андрей Грищенко, старший научный сотрудник Лаборатории систематики и морфологии ННЦМБ ДВО РАН

Несмотря на то что самцы предпочитают спариваться с самками своего вида, они не избегают партеногенетических самок. Это поведение, как предполагают ученые, связано не только с сексуальной активностью, но и с социальными взаимодействиями. Самки обоих видов вступают в тесные контакты с самцами, проявляя одинаковое поведение, лежа с ними на камнях и участвуя в общих социально-поведенческих ритуалах.

Спаривание самца D. valentini с самкой своего вида (А) и партеногенетической самкой D. armeniaca (В). Следы на теле самки D. valentini, оставшиеся после спариваний с самцами (С)

Интересно, что самки обоеполого вида в популяциях без конкуренции со стороны партеногенетических самок проявляют больше агрессии по отношению к самцам. В тех же местах, где оба вида сосуществуют, самки обоеполого вида становятся более покладистыми, что связано с необходимостью адаптации к присутствию конкуренток. Этот феномен, как считают ученые, может свидетельствовать о том, что половой отбор самцов в одновидовых популяциях работает жестче, чем в местах совместного обитания.

«В условиях сосуществования с самками однополого вида стратегия поведения самок обоеполого вида может изменяться, становясь менее агрессивной».

Хотя спаривание с партеногенетическими самками не приводит к появлению гибридов, такие взаимодействия могут влиять на динамику популяций обоеполого вида. Если самцы продолжают тратить свои репродуктивные усилия на самок, с которыми они не могут произвести потомство, это может способствовать постепенному вытеснению обоеполых ящериц партеногенетическими видами.