Телескоп Джеймса Уэбба обнаружил странный «кошачий хвост», исходящий от близкой звезды, и ученые не могут его полностью объяснить

Вокруг новорожденной звезды на заднем дворе нашего космоса кружит необычный хвост из газа и пыли, похожий на кошачий, как показывают новые изображения, полученные космическим телескопом Джеймса Уэбба (JWST). Странная структура оказывается очень труднообъяснимой, показывает новое исследование.

Звезда под названием Бета Пикторис — молодая, похожая на Солнце звезда, расположенная примерно в 63 световых годах от Солнечной системы, что делает ее одним из наших ближайших соседей. (Для сравнения: ближайшая к Солнцу звезда, Проксима Центавра, находится на расстоянии всего 4 световых лет). Впервые она была открыта в 1984 году и с тех пор активно изучается. Прошлые наблюдения показали, что возраст Беты Пикторис составляет менее 20 миллионов лет, что очень мало для звезды.

Как и все другие младенческие звезды, Бета Пикторис еще окружена большим кольцом перегретого газа и пыли, известным как протопланетный диск. Со временем пыль и газ остынут и начнут слипаться, образуя планеты, луны и астероиды, подобно тому, как это происходит в Солнечной системе. На данный момент обнаружены две гигантские экзопланеты, скрывающиеся в протопланетном диске близкой звезды: Beta Pictoris b и Beta Pictoris c, каждая из которых в несколько раз больше Юпитера.

Однако в 2006 году космический телескоп «Хаббл» обнаружил более слабый вторичный диск, вращающийся вокруг Беты Пиктора под небольшим углом к основному диску. По данным НАСА, это был один из первых случаев, когда вторичный диск был замечен вокруг звезды.

Теперь новые инфракрасные снимки, сделанные JWST, выявили новую интригующую особенность вторичного диска: нить отделенного материала, которая изгибается дальше от основного диска, придавая ему вид, похожий на кошачий хвост. Новые результаты были представлены на 243-м заседании Американского астрономического общества, которое проходило 7-11 января в Новом Орлеане.

«Особенность кошачьего хвоста крайне необычна, — сказал в своем заявлении соавтор исследования Кристофер Старк, астрофизик из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда и научный сотрудник проекта JWST. Это говорит о том, что система Бета Пикторис «может быть еще более активной и хаотичной, чем мы предполагали ранее», — добавил он.

Хвост не очень плотный. По оценкам исследователей, его масса эквивалентна некоторым крупнейшим астероидам из нашей Солнечной системы, разбросанным на 10 миллиардов миль (16 миллиардов километров).

Хотя кажется, что хвост круто изгибается в сторону от остальной части диска, исследователи считают, что это может быть оптической иллюзией, созданной искаженной точкой зрения JWST на чужую звезду. Вместо этого, по их мнению, она отклоняется от диска на угол всего около 5 градусов.

Исследователи не уверены, что именно привело к формированию кошачьего хвоста. В настоящее время они полагают, что хвост появился в результате столкновения астероида с протопланетой, которое выплеснуло часть материала диска наружу. Затем этот вытесненный материал, возможно, был растянут и сформирован светом звезды.

«Свет звезды быстрее отталкивает самые маленькие и пушистые частицы пыли от звезды, в то время как более крупные зерна движутся не так сильно, создавая длинный шлейф пыли, — говорит соавтор исследования Маршалл Перрин, планетарный астроном из Научного института космического телескопа в Балтиморе.

Если все произошло именно так, то столкновение могло произойти всего 100 лет назад, пишут исследователи.

Однако, по словам Старка, воссоздать кошачий хвост с помощью компьютерных моделей такого события «чрезвычайно сложно». Поэтому необходимо провести дополнительные исследования, чтобы доказать, что именно это и произошло, добавил он.

Кошачий хвост — не единственный сюрприз, обнаруженный в новых данных JWST. Телескоп также показал, что два диска Беты Пикториса имеют разную температуру: вторичное кольцо гораздо горячее основного диска. Это означает, что вторичный диск, вероятно, состоит преимущественно из темно-темной органической материи, а не из газа, пишут исследователи.