Телескоп Джеймса Уэбба обнаружил потрясающую «фабрику звезд»

Новое потрясающее изображение, полученное космическим телескопом Джеймса Уэбба (JWST), демонстрирует огромную фабрику звезд в соседней галактике в ярких цветах и невероятных деталях.

На оранжевом, желтом и голубом снимке мощного космического телескопа изображен межзвездный атомарный водород туманности N79 шириной 1 630 световых лет, расположенной в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике Млечного Пути. Этот регион активно формирует звезды и остается практически неизученным астрономами.

N79 считается младшим братом другой недавней цели JWST в Большом Магеллановом Облаке — туманности Тарантул, которая находится на расстоянии около 161 000 световых лет от Земли.

Несмотря на их сходство, ученые считают, что за последние 500 000 лет N79 формировала звезды в два раза быстрее, чем туманность Тарантула, официально известная как 30 Дорадус.

Изучение таких областей интенсивного рождения звезд, как N79, с помощью JWST позволяет ученым узнать о составе облаков газа и пыли, рождающих звезды, в ранней Вселенной, когда звездообразование было наиболее интенсивным.

Более четкое видение звездообразования с помощью JWST

Новое изображение JWST фокусируется на трех гигантских комплексах холодного атомарного газа, называемых молекулярными облаками, которые составляют то, что астрономы называют N79 South, или S1.

Одним из самых поразительных аспектов изображения является «звездная вспышка», которая окружает яркое сердце N79. Этот эффект возникает из-за дифракционных пиков, вызванных 18 частями первичного зеркала JWST, которые собирают свет. Эти зеркала расположены в виде шестиугольника, как соты, что означает наличие шести основных дифракционных шипов.

Эти дифракционные шипы возникают, когда JWST изучает особенно яркие и компактные объекты, свет от которых исходит из концентрированного места. Когда же телескоп стоимостью 10 миллиардов долларов рассматривает галактики, даже те, которые могут казаться очень маленькими, свет исходит от более рассеянных и разнесенных источников, а значит, дифракционная картина отсутствует.

JWST сделал новое изображение N79 с помощью своего прибора Mid-InfraRed Instrument (MIRI). Видимый свет легко поглощается такими плотными облаками пыли, но длинноволновое инфракрасное излучение проходит через них с большей легкостью. Поэтому инфракрасный обзор MIRI позволяет астрономам заглянуть вглубь этого звездообразующего региона.

В результате JWST также сможет увидеть молодые звездные тела, которые все еще находятся в родной утробе из газа и пыли. Эти так называемые «протозвезды» еще не собрали достаточно материала из этой оболочки, чтобы стать достаточно массивными для слияния водорода с гелием в своих ядрах — процесса, определяющего, что такое звезда.

На снимке JWST N97 младенческая звезда, которая только начала этот процесс, видна как самая яркая точка посреди клубящихся оранжевых облаков газа и пыли.

Наблюдения JWST за N79 являются частью миссии мощного телескопа, которая включает (частично) изучение эволюции дисков и оболочек материала, окружающих звезды на разных этапах их эволюции.

Предполагается, что в рамках этой миссии JWST поможет астрономам впервые взглянуть на планетообразующие диски из материала, окружающие молодые звезды, похожие на Солнце, и тем самым даст им представление о том, как формировалась наша Солнечная система около 4,6 миллиарда лет назад.