Телескоп Джеймса Уэбба может перевернуть космологию

Астрономы считают, что первые галактики формировались вокруг гигантских ореолов темной материи. Но недавно обнаруженная галактика, датируемая примерно 13 миллиардами лет назад, загадочным образом появилась задолго до того, как этот процесс должен был произойти.

Космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST) обнаружил в ранней Вселенной галактику, которая настолько массивна, что не должна существовать, что бросает «существенный вызов» стандартной модели космологии, утверждают авторы исследования.

Галактика, получившая название ZF-UDS-7329, содержит больше звезд, чем Млечный Путь, несмотря на то, что она образовалась всего через 800 миллионов лет после образования Вселенной, которая существует 13,8 миллиарда лет. Это означает, что они каким-то образом образовались без участия темной материи, что противоречит стандартной модели формирования галактик.

Как это могло произойти, пока неясно, но, как и предыдущие открытия JWST других необъяснимо массивных галактик в ранней Вселенной, это грозит перевернуть наше представление о том, как формировалась первая материя во Вселенной.

Наличие этих чрезвычайно массивных галактик на столь ранних этапах существования Вселенной ставит под сомнение нашу стандартную модель космологии.

— Клаудия Лагос, соавтора исследования , доцент астрономии из Международного центра радиоастрономических исследований.

Изучив спектр света, исходящего от звезд этой чрезвычайно далекой галактики, исследователи обнаружили, что звезды появились 13 миллиардов лет назад.

Астрономы точно не знают, когда именно первые шаровые скопления звезд начали сливаться в галактики, которые мы видим сегодня, но ранее космологи предполагали, что этот процесс медленно начался в течение первых нескольких сотен миллионов лет после Большого взрыва.

Согласно современным теориям, гало темной материи соединилось с газом и образовало первые ростки галактик. Спустя 1-2 миллиарда лет жизни Вселенной ранние протогалактики сформировались в карликовые галактики, которые начали сливаться друг с другом, образовывая галактики, подобные нашей.

Однако новое открытие опровергло эту точку зрения: Галактика не только сформировалась без достаточного количества темной материи, но и вскоре после внезапного всплеска звездообразования резко затихла.

Это раздвигает границы нашего нынешнего понимания того, как формируются и развиваются галактики. Ключевой вопрос теперь заключается в том, как они формируются так быстро в самом начале существования Вселенной, и какие загадочные механизмы приводят к тому, что они перестают резко формировать звезды, когда вся остальная Вселенная делает это.

— Темия Нанаяккара соавтор исследования , астроном из Технологического университета Суинберна в Австралии.

Следующим шагом исследователей станет поиск других подобных галактик. Если они их найдут, это может серьезно опровергнуть прежние представления о том, как формировались галактики, говорят они.