Там бесконечны дни и ночи. Экзопланету размером с Землю обнаружили на орбите ультрахолодного красного карлика

Об этом сообщает Sci.News.
Ультрахолодные карликовые звезды в Солнечной системе достаточно распространены, но из-за чрезвычайно низкой светимости таких объектов их планетное окружение остается слабо изученным.
До сих пор планетная система была выявлена лишь у одного ультрахолодного карлика, звезды TRAPPIST-1. Астрономы, занятые в проекте SPECULOOS (Search for Planets EClipsing ULtra-cOOl Stars), недавно обнаружили планету размером с Землю и 17-часовым орбитальным периодом у ультрахолодной карликовой звезды SPECULOOS-3.
Эта звезда относится к спектральному классу M6.5, она более чем в два раза холоднее нашего Солнца, а также в десять раз менее массивна и в сто раз менее яркая. Расположена SPECULOOS-3 на расстоянии 55 световых лет от нас в созвездии Лебедя.
«Мы разработали SPECULOOS специально для наблюдения за близлежащими ультрахолодными карликовыми звездами в поисках твердокаменных экзопланет, которые хорошо поддаются детальному изучению», — пояснил Мишель Жиллон (Michaël Gillon), астроном из Льежского университета (University of Liège).
«В 2017 году наш прототип SPECULOOS с помощью телескопа TRAPPIST обнаружил знаменитую систему звезды TRAPPIST-1, состоящую из семи планет размером с Землю, некоторые из которых потенциально пригодны для жизни. Это было отличное начало!», — вспоминает Жиллон. Ученые предполагают, что дневная сторона открытой сейчас экзопланете всегда обращена к звезде, средняя температура которой составляет около 26000C.
Из-за своего краткого орбитального периода новая экзопланета, названная SPECULOOS-3b, получает от звезды в разы больше энергии в секунду, чем Земля от Солнца, и поэтому она буквально бомбардируется высокоэнергетическим излучением. «SPECULOOS-3b
практически такого же размера, как наша родная планета», — сказал Гиллон.
Год на этой планете длится всего 17 часов, но дни и ночи здесь бесконечны, потому что если планета вращается синхронно, то к звезде она всегда обращена одной и той же — дневной — стороной, как Луна к Земле. Ночная сторона, соответственно, погружена в бесконечную тьму. «Хотя ультрахолодные звезды-карлики холоднее и меньше нашего Солнца, продолжительность их жизни более чем в сто раз дольше — около 100 миллиардов лет — и, как ожидается, они будут последними звездами, которые все еще сияют во Вселенной», — говорит другой автор открытия — Амори Трио (Amaury Triaud) из Университета Бирмингема (University of Birmingham).
«Такая долгая продолжительность жизни звезды предоставляет возможности для развития внеземной жизни на планетах вокруг нее», — считает ученый. Статья о новой экзопланете опубликована в Nature Astronomy.