Существуют в резонансе. Редкую систему из шести экзопланет обнаружил европейский спутник Cheops.

Об этом сообщают ESA, The New York Times.
Шесть экзопланет, которые были выявлены миссией Европейского космического агентства (ESA) под названием Cheops (CHaracterising ExOPlanet Satellite), запущенной для изучения планет вне Солнечной системы, вращаются вокруг звезды HD110067 l в 100 световых годах от нас в созвездии Волосы Вероники.
Как отмечается в сообщении ESA, особая ценность открытия в том, что орбитальная конфигурация планет указывает на неизменность системы с момента ее образования более миллиарда лет назад. Открытие имеет предысторию.
В 2020 году космический телескоп NASA, ищущий экзопланеты транзитным методом (Transiting Exoplanet Survey Satellite, TESS), обнаружил падение светимости звезды, что свидетельствовало о прохождении перед светилом планет.
Предварительный анализ указал на две возможные планеты. Орбитальный период одной из них — время, за которое она совершает полный оборот вокруг звезды, — составлял 5,642 суток, определить период второй не представлялось возможным.
Спустя два года TESS снова наблюдал эту звезду. Анализ новых данных исключил первоначальную интерпретацию, но выдал две других возможных планеты.
Чтобы прояснить ситуацию Рафаэль Луке (Rafael Luque) из Чикагского университета (University of Chicago) и его коллеги решили использовать наблюдения европейской миссии. «Мы выуживали сигналы всех возможных периодов, какие могли быть у этих планет», — вспоминает Рафаэль.
Вскоре было подтверждено наличие третьей планеты, и ученые осознали, что у них появился ключ ко всей системе, потому что стало ясно, что три планеты находятся в орбитальном резонансе, то есть их движение синхронизировано. При этом орбитальные периоды двух или более небесных тел соотносятся друг с другом с некоторой математической закономерностью.
Предсказание других орбитальных резонансов и привязка их к остававшимся необъясненными данным наблюдений позволили ученым обнаружить в системе еще три планеты.
Открытие орбитально-резонансных систем чрезвычайно важно, потому что они дают астрономам сведения об образовании и последующей эволюции планетных систем. Планеты вокруг звезд имеют тенденцию формироваться в резонансе, который, однако, может быть легко нарушен, и именно так происходило с большинством мультипланетных систем, известных науке.
Мультипланетные системы, сохранившие орбитальный резонанс, — большая редкость. Новая система из шести резонансных экзопланет описана в журнале Nature.