Следы живого. Испускаемый Энцеладом ядовитый газ имеет отношение к зарождению жизни

Об этом пишут Universe Today; The New York Times.
Автоматическая межпланетная миссия «Кассини», завершившаяся в 2017 году и проведшая в системе Сатурна 13 лет, в 2005-м обнаружила на спутнике планеты Энцеладе гейзеры, выбрасываемые из подледного океана.
Эти гейзеры содержат ассоциирующиеся с существованием жизни органические соединения, такие как двуокись углерода, метан, вода и аммиак, а также соли, указывающие на соленость океана под ледяной корой спутника.
Сейчас ученые, анализируя данные «Кассини», обнаружили в гейзерах Энцелада высокотоксичное соединение, которое, тем не менее, критически значимо для зарождения жизни.
Речь идет о цианиде водорода, синильной кислоте (HCN). Будучи чрезвычайно ядовитым, это соединение может быть предшественником нуклеиновых кислот, ДНК и РНК, а также составных элементов белков, то есть аминокислот.
«Наша работа предоставляет новые свидетельства того, что Энцелад — вместилище наиболее важных молекул как для создания строительных блоков жизни, так и для ее поддержания химическими реакциями метаболизма», — говорит ведущий автор исследования, опубликованного в Nature Astronomy, Джона Питер (Jonah Peter) из Гарвардского университета (Harvard University).
«Энцелад не просто соответствует основным требованиям, предъявляемым к обитаемым небесным телам, он наводит нас на размышления о том, как могли образоваться на нем сложные биомолекулы и какими химическими путями это могло пойти», — добавляет Питер.
По данным Питера с соавторами, количество цианида водорода на Энцеладе незначительно, а потому недоступно для непосредственных наблюдений. Ученые обнаружили его косвенным образом, начав со списка из 50 соединений, которые, по их представлениям, могли бы быть на Энцеладе.
Создав модели, в которых от 10 до 15 соединений из списка, они стали проверять, какая из них больше всего подходит к данным, полученным масс-спектрометром «Кассини» (Ion and Neutral Mass Spectrometer).
В конце концов стало ясно, что ни одна из комбинаций не может соответствовать составу гейзера, если в ней нет цианида водорода. Открытие HCN в плюмаже Энцелада важно, потому что это, как поясняет Universe Today, своего рода «швейцарский армейский нож» из пребиотических молекул. Это летучее соединение, которое может собираться разными способами, приводя к образованию множества разных аминокислот.
«Необходимость полимеризации HCN подразумевается при моделировании ряда потенциальных путей возникновения нуклеиновых оснований и аминокислот», — пишут авторы.