Семена-космонавты. Ученые Самарского университета изучат влияние космоса

В Самарском университете им. Королёва сформирован отряд семян-космонавтов — специалисты Ботанического сада университета отобрали партию семян редких растений, которые отправятся в космос для участия в эксперименте на борту орбитальной лаборатории «Бион-М» №2.

Отбор проводился по итогам тщательного исследования состояния здоровья семян — их буквально просвечивали насквозь и рассматривали под микроскопом. В число отобранных для полета в космос вошли и «потомки» тех растений, которые были выращены в Ботаническом саду университета из семян, уже летавших в космос в 2013 году на борту первого аппарата «Бион-М». По итогам нового полета ученые должны оценить, как пребывание на орбите повлияет на всхожесть семян и послеполетное развитие всходов, а также попробуют проанализировать эффект повторяющегося воздействия космических факторов на поколения растений. Запуск орбитальной лаборатории запланирован на вторую половину 2024 года.

«По результатам лабораторных исследований для отправки в космос отобраны образцы семян 20 редких растений, занесенных в Красные Книги Российской Федерации и Самарской области. Буквально каждый «кандидат», каждое семя было пристально изучено нами при помощи мягколучевой рентгенографии.»

Елена Каюрова, агроном отдела флоры Ботанического сада Самарского университета им. Королёва

Отбор в «отряд космонавтов» проводился в научно-исследовательской лаборатории «Инновационные методы изучения и сохранения биологического разнообразия» Естественнонаучного института Самарского университета им. Королёва. В числе отобранных к полету оказались, например, семена таких растений, как володушка золотистая, тюльпан Шренка, пион тонколистный и другие виды «краснокнижных» редких растений.

В космическую партию также вошли семена двух растений, которые были выращены из семян, летавших на первом «Бионе-М» в 2013 году и благополучно давших всходы по возвращении на Землю, — это семена гвоздики Андржеевского и льна многолетнего. На орбиту отправятся «внуки космонавтов», то есть семена этих растений во втором поколении.

«Мы не гонимся за числом изучаемых видов растений, главное будет провести качественное дальнейшее изучение последствий пребывания семян на орбите. Поэтому отобранные 20 видов вполне удовлетворяют наш запрос на поставленные цели и задачи.»

Семена у различных видов растений совершенно разные по размерам, поэтому при отборе видов растений ученые ориентировались в том числе и на объем, который займут потенциальные «космонавты». Для размещения семян на борту «Биона-М» №2 предусмотрен специальный мини-отсек размерами 16х16х10 см, а в качестве коллективных «скафандров» будут, вероятно, использоваться грипперы — полиэтиленовые пакетики с застежкой «зип-лок».

За многолетнюю историю освоения космоса семена различных растений не раз оказывались на орбите. Уникальность эксперимента самарских ученых в том, что объектом исследования выбраны семена не сельскохозяйственных культур, а растений природной флоры, тем более редких видов, к тому же часть из них являются «потомками» семян, уже побывавших в космосе. Редкие растения природной флоры более чувствительны к изменениям окружающей среды, нежели устойчивые виды сельскохозяйственных растений.

Полевые опыты, проведенные с семенами после полета первого «Биона-М» в 2013 году, показали, что на ряд видов растений космос оказал стимулирующее влияние — грунтовая всхожесть семян у этих растений составила 70-80% по сравнению с 30-50% всхожести для семян, не летавших в космос. Кроме того, в группах растений-космонавтов отмечались необычно крупные экземпляры, заметно опережавшие по развитию растения из контрольной группы.

«Подобные эксперименты с семенами в космосе дают возможность получить новую фундаментальную информацию, новые знания в области космической биологии. Кто знает, может, в отдаленном будущем такие исследования позволят решить глобальную проблему вымирания растений на Земле или помогут создать зеленый оазис на какой-нибудь другой планете.»