Песчаные дюны и ледяные скалы на Марсе

Европейский орбитальный аппарат Mars Express сделал великолепные снимки.

Марсианская северная полярная область — странное и удивительное место, даже по меркам своей странной и удивительной планеты.

Там пыль, покрывающая поверхность Марса, смешивается с водяным льдом. Слои пыли и льда укладываются на много миль в глубину, покрывая область размером с Францию.

Большую часть марсианского года этот регион погребен под шапкой замерзшего углекислого газа, известного также как сухой лед. Но когда наступает марсианское лето, сухой лед исчезает в атмосфере планеты. И именно в разгар лета орбитальный аппарат Mars Express Европейского космического агентства запечатлел небольшой кусочек северного полярного ландшафта.

Этот снимок был создан на основе цифровой модели рельефа стереокамеры орбитального аппарата Mars Express. На переднем плане видна обширная полоса песчаных дюн, покрытых рябью, за ними — километровые ледяные утесы и эскарпы, а вдали — более ровные слои пыли и льда.

На снимке Mars Express, который был сделан 14 апреля 2023 года, но опубликован только на прошлой неделе, видна граница между двумя различными регионами. Слева — Olympia Planum, огромное пространство песчаных дюн, которые выглядят как маленькие морщинки на фоне пыли.

А с другой стороны — Planum Boreum, включающий в себя сам северный полюс, который находится за пределами кадра справа от изображения. Планум Бореум поразительно гладкий — признак того, что поверхность очень молодая, практически не тронутая эрозией и метеоритными ударами, говорится в описании снимка, составленном представителями ЕКА. Действительно, Планум Бореум, скорее всего, обновляется каждый год, когда сходит и исчезает зимний лед.

Эту пограничную территорию рассекают скалы в форме полумесяца, самая большая из которых имеет ширину около 20 километров. Эти утесы — результат ветров, изнашивающих поверхность. Утесы являются частью спирали из впадин, проходящей через весь северный полюс.

Mars Express находится на орбите Марса уже более двух десятилетий, прибыв туда 25 декабря 2003 года. Космический аппарат не только сделал множество снимков марсианской поверхности в высоком разрешении, но и изучил марсианскую атмосферу и исследовал недра планеты.