Ошибка в координатах телескопа позволила обнаружить одну из самых тусклых галактик в известной Вселенной

Ученые случайно обнаружили, возможно, самую слабую галактику, которую когда-либо видели, после того как ошиблись в координатах телескопа. Необычный объект, похоже, полностью состоит из рассеянного газа и не содержит видимых звезд.

Новая галактика, которую ученые назвали J0613+52, была впервые обнаружена, когда опечатка в координатах направила телескоп Green Bank Telescope (GBT) в неправильном направлении. Ученые обнаружили ошибку во время обычной калибровки телескопа Аресибо в Пуэрто-Рико, но команда была удивлена, обнаружив, что случайное наблюдение выявило изолированный и незарегистрированный объект, известный как темная первобытная галактика, говорится в исследовании, представленном 8 января на ежегодной встрече Американского астрономического общества.

«У нас есть объект, чья эволюционная история не нарушена ничем вокруг. Объект, который сформировал звезды по собственному желанию, а не в результате гравитационного взаимодействия с другими объектами», — рассказала Карен О’Нил, ведущий астроном из обсерватории Грин-Бэнк.

Полное отсутствие соседей в галактике, а также крайне рассеянный газ внутри нее означают, что в ней, скорее всего, образовалось относительно мало звезд. Любые звезды, которые могли родиться, не видны, что делает объект темным, и поэтому его особенно трудно обнаружить с помощью современных приборов.

По оценкам О’Нила, J0613+52 находится на расстоянии около 260 миллионов световых лет от нас, то есть далеко за пределами Млечного Пути и в области пространства, известной как Ближняя Вселенная. Однако, несмотря на трудности наблюдения и измерения этого темного объекта, команда уже провела несколько сравнений с нашей родной галактикой.

«Мы знаем общее количество нейтрального водорода — оно немного меньше, чем у Млечного Пути», — говорит О’Нил. «Общая масса галактики также похожа на общую массу Млечного Пути. Но из чего состоит эта масса, мы пока не знаем!»

Однако у ученых все еще недостаточно данных, чтобы оценить размер, структуру и происхождение галактики. «Телескоп Грин-Бэнк — фантастически чувствительный инструмент, но его разрешение на небе довольно грубое», — добавил О’Нил. «Можно представить, что на небе есть гигантские пиксели. Мы знаем, что объект находится в одном из этих пикселей, поэтому теперь нам нужно получить глубокие оптические изображения и увеличить этот пиксель».

О’Нил надеется сделать это с помощью других телескопов Северного полушария, таких как Very Large Array (VLA) в Нью-Мексико или Large Binocular Telescope (LBT) в Аризоне. Больше инструментов и дополнительные длины волн должны помочь команде получить более глубокие изображения галактики. «Если нам повезет, мы действительно увидим объект, и тогда мы сможем начать поиск и измерение других газов, что подскажет нам, правильно ли мы определили возраст звезд в системе», — говорит О’Нил.

Такая темная, рассеянная и нетронутая система находится на самом краю того, что, как мы знаем, возможно во Вселенной». По мнению О’Нила, именно это делает открытие таким захватывающим.

«Я подозреваю, что этот объект не уникален», — сказал О’Нил. «Он поможет нам понять процесс формирования звезд и галактик в целом».