Обнаружена нейтронная звезда, спрятавшаяся в обломках сверхновой

Нейтронная звезда, замеченная космическим телескопом «Джеймс Уэбб» (JWST), оставалась скрытой в течение 37 лет, прячась в обломках взрыва сверхновой 1987A.

Сверхновая 1987A представляет собой остатки взорвавшейся звезды, масса которой в 8-10 раз превышала массу Солнца. Она находится на расстоянии около 170 000 световых лет в Большом Магеллановом Облаке. Сверхновая 1987A была впервые замечена астрономами 37 лет назад, в 1987 году. В момент взрыва Сверхновая 1987А стала ближайшей и самой яркой сверхновой, наблюдавшейся в ночном небе над Землей в течение примерно 400 лет.

Долгое время мы искали доказательства существования нейтронной звезды в газе и пыли Сверхновой 1987А. «Наконец, у нас есть доказательства, которые мы искали».

— Майк Барлоу, заслуженный профессор физики и астрономии

Нейтронные звезды рождаются, когда массивные звезды исчерпывают запасы топлива, необходимого для ядерного синтеза. Когда звездное ядро разрушается, огромные взрывы сверхновых разрывают внешние слои звезды. После этого остается «мертвая» звезда шириной со средний город на Земле, но массой примерно в один или два раза больше солнечной. В итоге звезда состоит из жидкости нейтронных частиц, которая является самой плотной из всех известных материй во Вселенной.

Ученые были почти уверены, что объект в Сверхновой 1987А — это нейтронная звезда, но они не могли исключить возможность того, что эта недавно умершая звезда не успела набрать массу чтобы превратиться в черную дыру.

Таким образом, черная дыра была возможным альтернативным сценарием».

— Майк Барлоу

Вновь обнаруженная нейтронная звезда избегала обнаружения в течение 37 лет из-за того, что, будучи новорожденной, она все еще была окружена плотной пеленой газа и пыли, выброшенной во время взрыва сверхновой, который ознаменовал смертельный исход ее звезды-прародительницы.

Обнаружению мешал тот факт, что сверхновая сконденсировала около половины солнечной массы пыли в последующие годы после взрыва. Эта пыль действовала как экран, отгораживающий радион от центра Сверхновой 1987А».

— Майк Барлоу

Пыль гораздо менее эффективно блокирует инфракрасное излучение, чем видимый свет. Чтобы проникнуть сквозь этот смертельный саван в самое сердце Сверхновой 1987А, Барлоу и его коллеги обратились к высокочувствительному инфракрасному глазу JWST, в частности, к среднему инфракрасному прибору и спектрографу ближнего инфракрасного диапазона телескопа.