Метеор, взорвавшийся над Германией, оказался редким «аубритом» возрастом с саму Солнечную систему

Фрагменты астероида, взорвавшегося над Германией 21 января и найденного пять дней спустя, подтвердили, что они относятся к редкому типу космических камней, которые могут пролить свет на происхождение Земли.

Как сообщал 1 февраля родственный Live Science сайт Space.com, ученые подозревали, что странный внешний вид фрагментов метеорита с родительского астероида 2024 BX1 указывает на их принадлежность к редкой группе, называемой аубритами. Теперь эти подозрения подтвердились.

Метеоритный астроном Института SETI Питер Дженнискенс входил в команду, которая нашла несколько метеоритов. Он рассказал Space.com, что до этого на Земле было найдено всего 11 примеров падения метеоритов-аубритов. Невероятно редкие образцы принадлежат к семейству, которое, как считается, составляет всего 1% известных метеоритов.

Аубритовые метеориты из 2024 BX1 отличаются от других метеоритов тем, что у них полупрозрачная стеклянная корка, а не толстая корка черного стекла, и они имеют вид серого гранита. Поначалу их было трудно отличить от обычных земных пород.

Но Дженнискенс и его коллеги из Музея естественных наук в Берлине впервые исследовали один из этих метеоритов с помощью электронно-лучевого микрозонда и определили, что они имеют типичную минералогию и химический состав пород типа обрита.

«Самое интересное в этом падении то, что у нас есть очень хорошая орбита, и поэтому форма орбиты сама по себе содержит подсказки о том, где находился источник этих метеоритов», — говорит Дженнискенс. «Скорее всего, они прилетели с внутренней стороны пояса астероидов между Марсом и Юпитером. Это место, где, вероятно, скопилось много обломков, в результате столкновения которых образовалось множество мелких фрагментов, называемых семейством астероидов».

Метеориты, которые являются ключом к прошлому и будущему Земли

Астероиды главного пояса, такие как 2024 BX1, образовались примерно в то же время, что и планеты Солнечной системы, около 4,5 миллиарда лет назад, из материала, образовавшегося вокруг Солнца, который не был поглощен при формировании планет.

Это означает, что, поскольку на них не повлияли геологические процессы, они позволяют ученым взглянуть на строительные блоки планет, особенно скалистых миров Меркурия, Венеры, Марса и, конечно, Земли, расположенных внутри Солнечной системы.

Дженнискенс добавил, что, будучи аубритами, эти метеориты имеют свойства, очень похожие на земные, например, соотношение воды и других химических веществ. Это означает, что изучение этих образцов дает возможность исследовать тип материала, который мог пойти на формирование нашей планеты около 4,5 миллиардов лет назад.

«Это очень здорово. У нас есть свежий материал, который, возможно, был строительными блоками, из которых сформировалась Земля. В этом и заключается привлекательность этого конкретного метеорита», — добавил Дженнискенс.

Изучение останков астероида 2024 BX1 может оказаться важным не только для понимания прошлого Земли, но и для защиты будущего человечества.

Астероид 2024 BX1 был впервые замечен астрономом Криштианом Сарнецки в обсерватории Конколи в Венгрии. Затем его отследили системы НАСА «Разведчик околоземных астероидов» и Европейского космического агентства «Meerkat Asteroid Guard», которые предсказали, что он действительно столкнется с Землей.

Крошечный астероид, ширина которого не превышала 3,3 фута (1 м) и который мог быть одним из самых маленьких космических камней, когда-либо обнаруженных до столкновения с Землей, взорвался в атмосфере над Мюнхеном (Германия), создав яркий огненный шар, который был виден по всей Европе.

По словам Дженнискенса, этот взрыв может помочь ученым лучше понять удары астероидов. Ведь космические камни, которые взрываются над Землей, обычно намного больше, как, например, Челябинский метеор шириной 59 футов (18 метров), который взорвался над южным Уралом в России 15 февраля 2013 года.

«Здесь у нас есть шанс увидеть, как ведет себя небольшой астероид при вхождении в атмосферу Земли», — сказал Дженнискенс. «Мы видим, как он фрагментировался очень интересным способом, который заслуживает более глубокого изучения. Это, в свою очередь, может стать основой для прогнозов о том, на какой высоте над Землей может раздробиться более крупный объект».

Ученый из SETI добавляет, что это может помочь нам подготовиться к ударам небольших астероидов и предсказать, куда на Земле упадут их обломки после взрыва.

Эти выводы, касающиеся конкретных метеоритов-аубритов, были переданы в Международную номенклатурную комиссию Метеоритного общества 2 февраля 2024 года для изучения и подтверждения.