Космическое фото недели: Хаббл поймал «бейсбольную галактику» с сердцем из черной дыры

Что это: ESO 420-G013, чрезвычайно яркая спиральная галактика с торцевой поверхностью, в которой скрывается голодная черная дыра.

Когда был сделан снимок: 30 января 2024 г.

Где находится: 50 миллионов световых лет от Земли в созвездии Скульптора.

Чем интересна: На этом снимке космического телескопа «Хаббл» запечатлены темные пылевые полосы редкого вида спиральной галактики на фоне сияния тысяч звезд.

На снимке видно яркое ядро и коричневатые нити темной пыли, но наиболее примечательной особенностью галактики является ее почти идеально круглый диск. Это потому, что «Хаббл», который находится на орбите вокруг Земли с 1990 года, как раз имеет прямой вид на ESO 420-G013.

Кроме того, что ESO 420-G013 является прекрасным примером спиральной галактики, это еще и галактика Сейферта. Названная в честь американского астронома Карла Кинана Сейферта, который исследовал эти объекты в 1943 году, галактика Сейферта имеет чрезвычайно яркое, похожее на точку активное галактическое ядро, питаемое сверхмассивной черной дырой, говорится в заявлении НАСА. В глубине ESO 420-G013 голодная черная дыра втягивает в себя окружающий материал и испускает мощное излучение. Кроме того, она с высокой скоростью формирует новые звезды.

Сейфертовские галактики, подобные этой, видны в инфракрасном диапазоне — длинах волн, лежащих за пределами видимого человеком электромагнитного спектра, — которые «Хаббл» может обнаружить благодаря своей широкоугольной камере 3, чувствительной к ультрафиолетовому, видимому и инфракрасному свету.

Особенностью ESO 420-G013 является его видимость. В большинстве галактик с активными галактическими ядрами черные дыры настолько яркие, что их излучение полностью затмевает свет галактики-хозяина. Однако сейфертовские галактики, такие как ESO 420-G013, отличаются тем, что окружающая галактику структура может быть четко различима.

ESO 420-G013 была заснята «Хабблом» в рамках исследования светящихся инфракрасных галактик, которые известны своей интенсивной яркостью в инфракрасном спектре.