Космическое фото недели: Брюс МакКэндлесс II парит без привязи в качестве первого в истории «человеческого спутника

Кто это: Брюс МакКэндлесс II, астронавт НАСА, проверяет пилотируемый маневренный блок (MMU) во время полета шаттла STS-41-B.

Когда сделано: 7 февраля 1984 г.

Где находится: Низкая околоземная орбита

Чем примечательна: На этой неделе исполняется 40 лет со дня первого выхода в открытый космос без привязи. 7 февраля 1984 года астронавт НАСА Брюс Маккандлесс II пристегнул ранец с ручным управлением и, приводимый в движение газо-азотными двигателями, вылетел из грузового отсека космического челнока «Челленджер». Он оказался на расстоянии около 320 футов (98 метров) от космического корабля, став первым человеком, совершившим выход в открытый космос без страховочного троса. МакКэндлесс находился на орбите Земли — в качестве первого спутника человека — 1 час 22 минуты.

Этот момент был увековечен Робертом «Хутом» Гибсоном, пилотом «Челленджера». Он использовал камеру Hasselblad, чтобы запечатлеть МакКэндлесса, летящего в одиночестве высоко над Землей. Эти кадры стали, пожалуй, самыми знаковыми для всей программы космических челноков.

Хотя снимки были незапланированными, Гибсон сразу понял, что они станут культовыми, поэтому он снял три показания светомера и четыре раза проверил фокус для каждой фотографии, сообщает НАСА. Он даже наклонил камеру, чтобы убедиться, что горизонт на снимках ровный.

«Возможно, для Нила это был один маленький шажок, — сказал МакКэндлесс, совершая одиночный полет по орбите Земли, — но для меня это чертовски большой скачок». (Его фраза, конечно же, отсылала к знаменитой фразе Нила Армстронга «Один маленький шаг для человека, один гигантский скачок для человечества», когда он 15 годами ранее впервые ступил на Луну).

МакКэндлесс служил голосом диспетчера НАСА во время полетов «Аполлона-11» в 1969 году и «Аполлона-14» в 1971 году. Свой второй и последний космический полет он совершил в апреле 1990 года в рамках миссии STS-31 по выводу космического телескопа «Хаббл» на орбиту Земли из грузового отсека шаттла «Дискавери». Он умер в 2017 году в возрасте 80 лет. Его ранец, MMU, выставлен в Национальном музее авиации и космонавтики в Центре Стивена Ф. Удвара-Хази в Шантильи, штат Вирджиния. MMU использовался во время трех полетов в 1984 году, после чего был снят с эксплуатации по соображениям безопасности.