Исторический вертолет НАСА Ingenuity завершает свою трехлетнюю миссию на Марсе, получив повреждение ротора во время 72-го полета

После трех лет полетов в крайне разреженном марсианском небе автономный вертолет НАСА Ingenuity наконец-то был окончательно посажен.

Хотя энергия все еще поступает через 1,8 килограммовый вертолет, последние снимки показали, что по крайней мере одна из лопастей ротора получила непоправимые повреждения после последнего полета — 72-го полета Ingenuity над Красной планетой — и больше не сможет летать, сообщило НАСА в своем заявлении в четверг (25 января).

«Историческое путешествие Ingenuity, первого летательного аппарата на другой планете, подошло к концу», — сказал в заявлении администратор НАСА Билл Нельсон. «Этот замечательный вертолет пролетел выше и дальше, чем мы когда-либо могли себе представить».

Ingenuity приземлился в кратере Джезеро на Марсе вместе с ровером НАСА Perseverance в феврале 2021 года. Изначально созданный как демонстратор технологий, не рассчитанный на более чем пятикратный полет, маленький вертолет быстро разрушил ожидания. Ingenuity не только доказал, что полеты возможны в сверхтонкой атмосфере Марса (объем атмосферы Марса составляет около 1 % от земного), но и пролетел гораздо выше и дальше, чем предполагали инженеры.

Вскоре Ingenuity был использован в качестве воздушного разведчика для Perseverance, изучая близлежащую местность Jezero и ища возможные цели для исследования. В итоге вертолет совершил 72 полета в течение следующих трех лет, налетав в небе Марса около 129 минут, сообщает родственный Live Science сайт Space.com.

Последний полет Ingenuity закончился драматически 18 января, когда он внезапно потерял связь с Perseverance и наземными диспетчерами НАСА во время запланированного спуска с высоты около 12 метров над Марсом. Вертолет находился всего в 1 м от земли, когда внезапно потерял связь, что вынудило его совершить экстренную посадку.

Хотя НАСА восстановило связь с вертолетом на следующий день, последующие снимки показали, что по крайней мере одна из лопастей несущего винта Ingenuity была повреждена до неузнаваемости. Долгосрочная миссия маленького коптера была окончательно завершена.

Наследие Ingenuity как первого летательного аппарата на чужой планете уже вдохновило на множество последующих миссий, включая запланированное развертывание двух подобных вертолетов, которые однажды помогут достать образцы горных пород, собранные Perseverance на Марсе, и, возможно, доставят их на ожидающую ракету, которая в конечном итоге вернет их на Землю.

«Первый в истории марсианский вертолет оставит неизгладимый след в будущем освоения космоса», — заключил Тедди Тзанетос, руководитель проекта Ingenuity в НАСА. «Ingenuity» станет источником вдохновения для создания летательных аппаратов на Марсе — и в других мирах — на десятилетия вперед».