На регулярной основе. Платформа «Северный полюс» выполнила программу по 50 направлениям научных исследований

21 мая в России отмечают День полярника. Дата выбрана не случайно, именно в этот
день в 1937 году начала работу первая дрейфующая полярная станция «Северный
полюс-1». Она предназначалась для проведения океанографических, метеорологических
и геофизических исследований в интересах народно-хозяйственного освоения Крайнего
Севера том числе судоходства по Северному морскому пути), обеспечения
планировавшихся трансарктических перелетов советских самолетов и для других задач.

Начальником экспедиции стал Иван Папанин, в состав первой станции вошли: океанолог
Петр Ширшов, геофизик-метеоролог Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель. Они
провели в Арктике 274 дня. За это время льдина проплыла 2100 километров, от
Северного полюса до берегов Гренландии. 19 февраля 1938 года полярников забрали из
лагеря экипажи ледоколов «Таймыр» и «Мурман».

С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и
порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На
протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в
области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения
площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты,
позволяющие делать выводы о распространении радиоволн.

В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа
была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины,
разрывы не оставляли возможности оставлять ледовый лагерь. В 2022 году, спусти 85
лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена
на технологически новом уровне – при поддержке ледостойкой платформы «Северный
полюс». Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы
комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной
советскими учеными.

17 мая новейшая российская ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный
полюс» завершила свой рейс. Полярники прибыли в порт Мурманска после 20 месяцев
работы в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Команда учёных успешно
провела научные исследования, собрав уникальные данные о природной среде Арктики.
За период работы станции выполнена программа по 50 направлениям
междисциплинарных научных исследований, включающих изучение природных
компонентов Арктического региона от дна Северного ледовитого океана до стратосферы.
Полученные данные станут основой для понимания изменений климата и их
прогнозирования, разработки мер адаптации, они важны и для обеспечения безопасности
навигации по Северному морскому пути.

С началом работы ледостойкой самодвижущейся платформы Россия получила
возможность проведения долгосрочных научных экспериментов на высоких широтах.
Программы дрейфующих станций больше не зависят от непредсказуемости льда.
Специалисты ААНИИ проанализировали и обобщили уникальный опыт предшествующих
экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-
исследовательских лабораторий ледовую самодвижущуюся платформу «Северный
полюс». Судно стало для полярников одновременно транспортом, домом, научно-
исследовательским центром и даже измерительным прибором в корпус ЛСП
вмонтированы датчики, которые помогут изучить ледовую обстановку.

Напомним, что НЭС ЛСП «Северный полюс» – уникальное научно-экспедиционное судно,
обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для
круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Оно
призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические
исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также
принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечивает
комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34
человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные
тактико-технические характеристики ЛСП: длина 83,1 м; ширина 22,5 м;
водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10
узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок
службы – не менее 25 лет.

… Участников экспедиции встретили у причалов Мурманского рыбного порта с оркестром.
У трапа ученых приветствовали друзья и родственники. Начальник экспедиции
«Северный полюс 41» Кирилл Фильчук передал на хранение в Арктический и
антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) флаг экспедиции.

Полтора года назад ледостойкая самодвижущаяся платформа была пришвартована к
кромке ледового поля площадью около 42 квадратных километров, на лёд выгружено
научное оборудование, транспорт и техника. Учёные развернули полевые научные
лаборатории. В апреле 2023 года состоялась первая ротация экспедиционного состава
станции. Для доставки учёных использовался аэродром на научно-исследовательском
стационаре «Ледовая база Мыс Баранова» на Северной Земле и ледовый лагерь
«Барнео». В августе 2023 года научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников»
доставило полярникам продукты и новое оборудование, а также членов экипажа для
смены судового состава. В этот же период платформа перешвартовалась к новому,
более устойчивому к разрушению ледовому полю.

В целом, стартовав у Новосибирских островов, дрейфующая станция «Северный полюс-
41» преодолела более 3 тысяч морских миль, пройдя через приполюсный район в
сторону Северо-Европейского бассейна Атлантического океана. После выхода в
свободные ото льда воды НЭС ЛСП «Северный полюс» с командой ученых и полярников
на борту вернулось в Мурманск.

Как отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского
института Александр Макаров, эффективность работы с ледостойкой платформы, а не с
ледового лагеря в ходе экспедиции была максимальная. По его словам, «успех всей
операции это общий результат слаженной работы многих людей, в том числе
судостроителей, проектировщиков, моряков, ученых».

В День полярника в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте
состоялась пресс-конференция ученых, работавших в экспедиции «Северный полюс-41».
Александр Макаров, начальник экспедиции «Северный полюс-41» Кирилл Фильчук,
начальник биологического отряда Ольга Зимина, руководитель группы
океанографических исследований «СП-41» Никита Куссе-Тюз и другие участники дрейфа
рассказали о научных исследованиях и климате Арктики, о повседневной жизни на
станции.

Столько усилий было потрачено, чтобы эта экспедиция состоялась: от идеи до
воплощения прошло почти десять лет. В итоге проект получился, он успешный, и сегодня
мы торжествуем грандиозную победу! — сказал А. Макаров.

Ученый отметил, что те работы, которые удавалось выполнить с борта платформы,
невозможно было бы осуществить со льда: исследователи использовали новое тяжелое
оборудование: геологические пробоотборники, океанологическое оборудование.
Полученный опыт будет учтен в следующей экспедиции «Северный полюс-42», старт
которой планируется на конец августа. Непрерывность наблюдений в высокоширотной
области будет соблюдена.

По словам Кирилла Фильчука, в СССР в течение многих десятилетий в Арктике
проводились комплексные научные исследования и имелось достаточно точное
представление о том, что в этих районах происходит. «Когда эта программа была
свёрнута, в высокоширотной Арктике у нас возникло «белое пятно», исследования
проводились лишь эпизодически, и была утрачена возможность точно отслеживать
происходившие климатические изменения в оперативном режиме.

— Я надеюсь, что мы возвращаемся в Арктику на регулярной основе, — сказал он, добавив,
что теперь имеется ясное представление о том, какие проекты можно осуществлять,
опираясь на новую инфраструктуру.

— Этот проект продлится не один десяток лет, — подчеркнул Александр Макаров.
Андрей СУББОТИН

Нет комментариев