Всему голова. Турецкие археологи нашли хлеб, которому 8600 лет

Об этом сообщает Arkeonews.net.
Образец хлеба, который может быть древнейшим в мире, был обнаружен в известном неолитическом поселении Чатал-Гуюк в центральной части Турции. Чатал-Гуюк — один из первых протогородов, когда-либо построенных человеком, в 2012 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Плотную застройку Чатал-Гуюка составляли дома из саманного кирпича, стены которых были украшены рисунками и символическими орнаментами. Население неолитического Чатал-Гуюка могло достигать 8000 человек, то есть это было крупнейшее поселение своего времени, нечто среднее между большой деревней и маленьким городом.
Тротуары, по которым ходили люди этого города, фактически огибали крыши домов, а внутрь жилищ их обитатели попадали через двери в потолке.
На участке под названием «Мекан-66» археологи откопали следы конструкции, похожей на печь, а вокруг нее нашли зерна пшеницы, ржи, семена гороха и еще нечто губчатое, что могло быть остатками еды.
Анализ, проведенный в Центре научных и прикладных исследований при Университете имени Неджметтина Эрбакана (Necmettin Erbakan University Science and Technology Research and Application Center), установил, что пористый остаток представляет собой кусочек хлеба на закваске, тесто для которого замесили в 6600-м году до нашей эры.
Как отметил руководитель раскопок Али Умут Тюркан (Ali Umut Türkcan) из Анатолийского университета (Anadolu University), «при упоминании археологии на ум сразу приходят сооружения, монументы и артефакты, но современная археология — это также археология еды». «Нужно сказать, что истоки археологии еды — в Анатолии и Чатал-Гуюк — одна из очень важных остановок, именно здесь в 2021 году мы нашли самый старый хлеб», — подчеркнул Тюркан.
Маленький круглый пористый комочек, найденный в углу печи, удалось идентифицировать благодаря тому, что он был покрыт тонким слоем глины, который сохранил органические остатки.
Судя по тому, что этот образец дошел до нас с крахмалом, его не запекали, а ферментировали. Возраст объекта — 8600 лет — определили радиоуглеродным методом в исследовательском центре TUBITAK Marmara.
По словам Тюркана, самые ранние известные свидетельства существования дрожжевого хлеба относятся к Египту, но «находка в Чатал-Гуюке предшествует всем остальным, что делает этот хлеб самым старым хлебом в мире».
Этому утверждению противоречат данные, опубликованные в 2018 году в журнале Science и представляющие исследование образцов хлеба, найденных археологами в Черной пустыне на северо-востоке Иордании. Их возраст оценивался в 14 000 лет.