Воссоздали облик женщины, погибшей при крушении военного корабля «Васа» 400 лет назад

Когда в 1960-х годах исследователи подняли шведский военный корабль «Васа» XVII века, затонувший в гавани Стокгольма во время своего первого плавания, они извлекли около 20 скелетов. Ученые определили, что один из этих скелетов, получивший имя G, был мужчиной, которого назвали Густавом.

В начале этого года генетический анализ показал, что G был не мужчиной, а женщиной. Теперь новая реконструкция G, получившая новое прозвище Гертруда, показывает, как она выглядела до смертельного кораблекрушения 1628 года.

Согласно новому генетическому анализу, «на момент гибели ей было около 25-30 лет, глаза были голубые, волосы светлые, а кожа бледная», — рассказал Live Science Оскар Нильссон, шведский художник-криминалист, создавший реконструкцию.

Нильссон создал реконструкцию Густава в 2006 г. и был удивлен, когда узнал, что G была женщиной, но он рад, что смог помочь исправить эту ошибку, создав новую реконструкцию для музея Васа в Стокгольме.

Половая принадлежность G позволяет предположить, что она была замужем, отметил он. «Из письменных источников мы знаем, что в это первое плавание допускались только замужние женщины, причем состоящие в браке с мужчиной, находящимся на борту корабля».

У Нильссона сохранились компьютерная томография (КТ) и пластиковый 3D-отпечаток черепа G, сделанные в 2006 г., и он использовал их для определения толщины тканей Гертруды, которые он взял из таблицы современных скандинавских и североевропейских женщин примерно того же возраста и веса, что и Гертруда.

По этим измерениям тканей определялась высота колышков, установленных на муляже черепа, которые затем использовались в качестве ориентира при наложении на голову мускулов из пластилина. Научные методы помогли определить размер и форму носа, глаз и рта.

«Уши — это более спекулятивный элемент, но он во многом зависит от размера и поверхности сосцевидного отростка, расположенного за ушами», — сказал Нильссон. Большой сосцевидный отросток означает большое ухо». А в случае Гертруды у нее, безусловно, выраженные сосцевидные отростки».

Хотя он «тщательно старался придать ей выражение лица, как можно более близкое к выражению лица Густава», обе реконструкции имеют несколько отличий. Ранее Нильссон смещал кончик носа Густава вниз, но в результате нового анализа черепа Гертруда получила более типичный нос. Кроме того, считалось, что Густаву было 45 лет. Поскольку Гертруда моложе, «я придал ей больше объема в губах», — сказал он.

Несмотря на молодость, Гертруда, вероятно, прожила тяжелую жизнь: анализ скелета ее спины показывает, что она неоднократно поднимала тяжелые предметы.

«Так что в 25-30 лет ее лицо должно производить впечатление тяжелого труда», — говорит он.

Таким образом, Нильссон создал ее лицо, чтобы показать женщину, занимавшуюся тяжелым трудом, но с осознанием трагического события, которое ознаменовало ее конец.

Нильссон совместно с Анной Сильверулв, экспертом по текстилю из музея «Васа», одели реконструкцию в темно-серую куртку и шляпу, поскольку фрагменты этих предметов были найдены у ее останков. Микроскопический анализ показал, что шляпа была ярко-красной. «И оригинальный дизайн был поразительным: очень высокая шляпа, напоминающая нам о традиционной праздничной одежде шведских крестьян, а также саамов», — сказал Нильссон. («Саамы» — коренное население Швеции).

Серьезность Гертруды «еще больше усилилась, когда мы с Анной надели на ее голову ярко-красную высокую шляпу». А вот о чем думает Гертруда в этой реконструкции, «я оставляю на усмотрение посетителей музея», — сказал Нильссон.

Гертруда была выставлена в музее «Васа» 28 июня и станет главной достопримечательностью новой выставки «Лицом к лицу», которая откроется примерно через год.

Нет комментариев