В Смоленской области нашли самую древнюю дорогу в стране

Непрерывно действующую уже более 1100 лет дорогу ученые считают сухопутным участком знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Это первая подобная находка, сделанная археологами.

Обнаружить ее помогло воздушное лазерное сканирование Гнёздовского археологического комплекса на основе передовой технологии LiDAR. С его помощью исследователи выяснили, что дорога, которой до сих пор пользуются местные жители, не проложена посреди древнего кургана, а является его центром – погребальные сооружения формировались вдоль неё, выстраиваясь в две линии.

После анализа материалов LiDAR-съемки, ученые провели археологические раскопки дороги и определили возраст геологических пород. В наиболее широких её местах археологи также искали свидетельства уничтоженных при строительстве пути насыпей – курганов, погребальных кострищ, камер, ям.

Никаких свидетельств застройки под дорогой найдено не было. Это значит, что она появилась раньше каких-либо других свидетельств пребывания человека. Её возраст также подтверждает, что здесь могли перетаскивать речные суда по пути «из варяг в греки».

Эта уникальная находка подтверждает появившуюся ещё в начале 2000-х годов гипотезу, что финальный отрезок маршрута был сухопутным и проходил между двумя поселениями – Гнёздовым и Новосёлками. Обнаруженный участок дороги составляет 450 метров, но ученые будут расширять зону исследований и планируют найти и другие сухопутные участки знаменитого пути.

Наука.рф