В «кладе из Виллены» обнаружены следы метеоритного железа

Исследование, опубликованное в журнале Prehistory Works, показывает, что два предмета, взятые из сокровищ Виллены, были выкованы с использованием метеоритного железа.

Статья под названием «Метеоритное железо в сокровищах Виллены?» была подготовлена ​​исследователями из Национального археологического музея, Управления по развитию ворот Дирия (Саудовская Аравия) и Института истории CSIC.

Сокровище Виллена — один из самых важных кладов бронзового века на Пиренейском полуострове, обнаруженный Хосе Марией Солером в 1963 году в Вильене, Испания. Археологи обнаружили коллекцию чаш, бутылок и браслетов, богато изготовленных из золота, серебра, железа и янтаря.

Железо считалось драгоценным металлом до появления выплавки железа, где метеоритное железо было единственным источником металлического железа, используемого для изготовления ювелирных изделий, инструментов и оружия в бронзовом веке.

Железо, полученное из метеоритов, обычно состоит из железо-никелевого сплава (Fe-Ni) с переменным составом никеля, который обычно превышает 5% по весу.

В ходе исследования был проведен анализ двух предметов из Вилленского клада, сделанных из железа. Один представляет собой железный браслет, а другой — небольшую полусферу, украшенную ажурным листом золота, который, как полагают, является верхней частью скипетра или посоха. Образцы, взятые с объектов, показали, что на обоих предметах четко видны следы железа и никеля.

Затем образцы были отправлены в Центр археометрии Курта-Энгельхорна gGmbH для проведения масс-спектрометрического исследования, показавшего, что крышка, скорее всего, была сделана из метеоритного железа со сравнительной ссылкой на глобальный состав железного метеорита Мундрабилла, упавшего на Землю меньше чем миллион лет назад.

По словам авторов исследования: «Имеющиеся данные позволяют предположить, что шапка и браслет являются первыми двумя предметами, относящимися к метеоритному железу на Пиренейском полуострове, что совместимо с хронологией позднего бронзового века до начала широкомасштабного земного производства железа».