В Италии найден камень с вырезанной на нем картой небесной сферы 2500-летней давности

Кастельере-ди-Рупинпикколо — древнее городище, расположенное в итальянской провинции Триест. Здесь располагалось укрепленное поселение, возникшее в эпоху средней бронзы, а археологические данные свидетельствуют о том, что оккупация продолжалась в железном веке, пока это место не было заброшено примерно в V веке нашей эры.

Недавно у входа в городище были обнаружены два больших круглых камня диаметром 50 сантиметров. По словам Паоло Моларо из INAF (Итальянского национального института астрофизики) и исследователей из Венецианского университета Ка Фоскари и ICTP, один из камней представляет собой изображение Солнца, а другой — вырезанную карту небесного мира, датированную 4 веком до нашей эры.

Изображение: ИНАФ

Исследование камней было опубликовано в немецком астрономическом журнале Astronomische Nachrichten, в котором авторы исследования установили, что на небесной карте изображено небо над Рупинпикколо примерно 2500 лет назад.  Это настоящее открытие, считают ученые, нашедшие одну из старейших известных небесных карт, созданных в  Италии.

Команда определила на камне 29 гравюр, которые точно соответствуют созвездиям Скорпиона, Ориона, Плеяд и Кассиопеи. Основываясь на угле надрезов на камне, исследователи предполагают, что резьба, вероятно, была сделана одним и тем же человеком с использованием молотка и элементарного металлического долота с наконечником 6-7 мм.

Звезда, выгравированная на камне и идентифицированная как Тета Скорпиона, сейчас скрыта из виду в Кастельере-ди-Рюпинпикколо из-за своего низкого положения на горизонте. Однако, используя программу Stellarium для моделирования ночного неба, исследователи обнаружили, что эту звезду можно было наблюдать из древнего городища около 400 г. до н.э.

Особый интерес представляет 29-я гравюра, поскольку она не имеет никакой корреляции с небесными моделями. Авторы исследования предполагают, что на самом деле это может быть изображение сверхновой — временного явления, которое в древние времена внезапно появлялось в ночном небе, просуществовав  дни или месяцы, а затем исчезало и исчезало.

Если это действительно так, исследователи предполагают, что отслеживание фокусной точки на ночном небе путем сопоставления с 29-й гравюрой потенциально может обнаружить черную дыру, оставшуюся после взрыва сверхновой.

Изображения: ИНАФ