Свидетельства «магии смерти» римской эпохи обнаружены в окрестностях Иерусалима

Древние человеческие черепа, масляные лампы и части оружия, спрятанные в пещере недалеко от Иерусалима, свидетельствуют о том, что в римскую эпоху это место использовалось для попыток поговорить с мертвыми — практики, известной как некромантия, или «магия смерти», — говорится в новом исследовании.

Судя по стилю артефактов, исследователи считают, что некромантические ритуалы проводились в пещере Те’омим, расположенной в 30 км к западу от Иерусалима, между II и IV веками нашей эры.

По мнению Боаза Зиссу, археолога из израильского университета Бар-Илан, большинство евреев, проживавших в этом регионе, было уничтожено или изгнано правящей Римской империей после еврейского восстания, известного как восстание Бар-Кохбы, в 132-136 гг. н.э.

Затем римляне заселили этот регион людьми из других частей своей империи — вероятно, из Сирии, Анатолии и Египта, — говорит Зиссу.

«На территорию, которая раньше была Иудеей, а теперь стала Сирией Палаэстинской, прибыло новое языческое население», — рассказывает Зиссу. «Они принесли с собой новые идеи, новые обычаи и, по-видимому, идею некромантии».

Зиссу вместе с археологом Эйтаном Клейном из Управления древностей Израиля является автором нового исследования, опубликованного 4 июля в журнале Harvard Theological Review. В нем описываются предметы, обнаруженные в пещере: более 120 масляных ламп, лезвия топоров и копий, а также три человеческих черепа.

Общение с мертвыми

Огромная пещера Те’Омим посещалась людьми с доисторических времен, а во время восстания Бар-Кохбы еврейские повстанцы использовали ее как убежище от римлян.

В ходе раскопок исследователи обнаружили три клада золотых и серебряных монет того времени. В глубине пещеры был обнаружен пласт редкого кальцитового алебастра, который когда-то добывали, возможно, для создания ценных произведений искусства.

По его словам, стиль масляных ламп и некоторые спрятанные монеты позволяют предположить, что пещера стала местом для некромантии, когда вновь прибывшие в этот район люди принесли с собой традиционные ритуалы.

Некромантия считалась злом и часто запрещалась в Римской империи. Тем не менее многие древние города находились рядом с тайными местами «оракулов», где, как считали люди, они могли разговаривать с мертвыми. Пещера стала одним из таких мест.

«Там они нашли идеальные условия, — говорит Зиссу. «Она находится в отдалении, но не так далеко от основной дороги; она глубокая, но не очень; в конце ее есть глубокая шахта, которую они рассматривали как связь с подземным миром».

Древние ритуалы

Лампы, человеческие черепа и части оружия залегают в расщелинах огромной пещеры, причем зачастую так далеко, что исследователям потребовались длинные шесты с крюками на конце, чтобы их извлечь. Древние люди, скорее всего, помещали их туда с помощью шестов, считает Зиссу.

Расщелины слишком глубоки, чтобы масляные лампы могли давать много света, и исследователи сначала решили, что это артефакты хтонического культа — ритуалов, связанных с духами подземного мира.

Но черепные коробки, также спрятанные в расщелинах, наводят на мысль, что на самом деле это была попытка поговорить с мертвыми, которые, как предполагалось, могли предсказывать будущее, сказал Зиссу.

Кости отдельных людей иногда использовались для того, чтобы попытаться установить контакт с этим человеком после его смерти, а мерцание пламени могло быть интерпретировано как его послания из подземного мира, пишут авторы исследования.

«Эта пещера представляет собой важное свидетельство как разнообразия религиозной практики римского периода, так и резкого контраста между религиозным использованием пещер политеистами римского периода и самыми ранними христианскими пещерными церквями в Святой Земле», — сказал археолог Кен Дарк из Королевского колледжа Лондона.

Нет комментариев