Раскрыты «тайные секреты» картин в древнеегипетских некрополях с помощью рентгеновского сканирования.

Более 3 тыс. лет назад древнеегипетские художники испортили царский портрет, обнаруженный в гробнице на территории огромного некрополя, говорится в новом исследовании.

Картина с изображением фараона Рамесса II (годы правления 1279-1213 гг. до н.э.) находится в гробнице официального лица по имени Нахтамун, похороненного недалеко от Фив (современный Луксор). Согласно новому исследованию, опубликованному в среду (12 июля) в журнале PLOS One, на картине фараон изображен с щетиной на лице и стоит перед фигурой, черты которой плохо различимы.

Это заставило ученых предположить, что на картине изображен фараон, оплакивающий смерть своего отца, фараона Сети I (период правления с 1294 по 1279 гг. до н.э.), пишет команда исследователей. Однако результаты нового сканирования портрета свидетельствует об обратном.

Используя портативную версию рентгенофлуоресцентной томографии (XRF) — метода, позволяющего с помощью рентгеновских лучей определять химический состав объекта, — специалисты просканировали картину Рамзеса II и еще одно произведение искусства из некрополя, выявив детали, которые не были видны невооруженным глазом.

Однако не все согласны с новыми интерпретациями картины Рамесса II и с предположениями исследователей о времени создания этого произведения искусства.

Новая интерпретация Рамесса II

Специалисты обнаружили, что Рамесс II на самом деле стоит перед Птахом, древнеегипетским богом, ассоциирующимся с ремесленниками. Сканирование «показывает, что Рамесс II стоит под религиозным балдахином, а возвышающаяся перед ним фигура — это явно бог Птах, а не его покойный отец Сети I», — пишет команда в своем исследовании.

Рамесс II был изображен с «выступающим адамовым яблоком», — пишет команда, отмечая, что это «деталь, которая, что интересно, никогда не изображалась в древнеегипетском искусстве».

Кроме того, фараон изначально был изображен в так называемом «ошейнике шебю», состоящем из «нескольких объемных цепей из золота, состоящих из крупных и тяжелых линзовидных бусин», — пишут исследователи в своем докладе. Этот ошейник был популярен в эпоху XX династии (около 1186 г. до н.э. — 1070 г. до н.э.), но не использовался во время правления Рамзеса II, сообщает группа исследователей. По мнению исследователей, воротник шебю был закрашен и заменен ожерельем «весех» — плоским украшением, которое носили во времена правления Рамессиса II.

С учетом обнаруженного ожерелья группа исследователей полагает, что картина была первоначально нарисована в эпоху XX династии, через несколько десятилетий после смерти Рамзеса II. Вероятно, когда художники поняли, что изобразили на Рамессе II ожерелье не того типа, они исправили его, пишут авторы исследования.

По словам автора исследования Филиппа Мартинеса, молекулярного археолога, выступающее адамово яблоко на Рамессе II могло быть добавлено во время этой перерисовки, возможно, по ошибке. Неясно, почему Рамесс II изображен с щетиной на подбородке. Это необычно, поскольку фараон обычно изображается бритым или с бородой.

Питер Бранд, профессор истории из Университета Мемфиса, не согласен с некоторыми выводами. По словам Бранда, его собственные исследования показывают, что воротники шебю носили во время правления Рамесса II, и он считает, что картина относится к позднему периоду правления Рамесса II. Он также не согласился с авторами по поводу выступающего адамова яблока на картине, заявив, что оно не является уникальным для древнеегипетских портретов.

Высокие пропорции синей короны царя и его довольно «точеный» нос соответствуют поздним годам его правления, как это видно на рельефах в Карнаке», храмовом комплексе в Фивах, посвященном богу Амун-Ра, сказал Бранд.

Кроме картины с изображением Рамесса II, группа исследователей проанализировала еще одну надгробную роспись из некрополя. На этой картине, изображающей владельца гробницы по имени Менна, сканирование показало более детальную прорисовку руки, которая была закрашена, но все еще хорошо видна невооруженным глазом.

Нет комментариев