Почти как кони. Полуослы-полукуланы могли быть первыми гибридами, выведенными человеком

В начале 2000-х годов археологи, работавшие на территории современной Сирии, откопали полные скелеты 25 животных, похожих на лошадей, которые были погребены вместе с людьми среди изделий из золота, серебра и других ценностей. Погребальному комплексу 4300 лет, и он находится в древнем Месопотамском городе Умм-эль-Марра. Многие из непарнокопытных, найденных в захоронении, по-видимому, были убиты, возможно, принесены в жертву до захоронения. По форме их кости отличались от костей лошадиных, ослиных и других современных непарнокопытных.

На протяжении двух десятков лет ученые задавались вопросом, не принадлежат ли эти останки кунгам, мощным, высоко ценимым месопотамцами гибридам, похожим на лошадей и упоминаемым в различных древних письменных источниках. Проведенный недавно генетический анализ показал, что скелеты лошадиных, обнаруженные в Умм-эль-Марра, действительно принадлежат гибридным животным, почти определенно — мифическим кунгам, что делает их самыми древними из известных гибридов, выведенных человеком, сообщает издание The Scientist. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances, и они показывают, каких именно животных тысячи лет назад скрещивали месопотамцы, чтобы вывести кунг. До сих пор по этому поводу не было никаких соображений.

Авторы исследования палеогенетик из Института Жака Моно в Париже Эва-Мария Гейгл и ее коллеги начали работу с определения последовательности и анализа фрагментов древней ДНК, выделенной из костей, тысячи лет пролежавших в раскаленной и сухой сирийской земле. Далее они провели целенаправленный ПЦР-анализ наиболее информативных участков в митохондриальных и ядерных геномах шести непарнокопытных из захоронения Умм-эль-Марра. Митохондриальные гены наследуются по материнской линии, гены из Y-хромосомы, находящейся в ядре, — по отцовской.

Полученные данные для двух из шести особей показали, что митохондриальная и Y-хромосомальная ДНК содержат гены двух разных видов непарнокопытных. Митохондриальная ДНК была ослиная, тогда как ДНК Y-хромосомы — от куланов, в данном случае так называемых сирийских диких ослов, которые уже вымерли. Для проверки полученных результатов авторы провели сравнение полных геномов ископаемых загадочных животных с геномами различных лошадиных, включая собственно лошадей, ослов и диких ослов из разных регионов. Построенное филогенетическое дерево подтвердило, что непарнокопытные из захоронения Умм-эль-Марра, предполагаемые кунги, были наполовину ослами, наполовину — куланами.