Плита Сен-Белек является «картой сокровищ» для археологов

Фрагмент скалы, украшенный загадочными надписями, на которые не обращали внимания в течение тысячелетий, оказался ценной «картой сокровищ» для археологов. Пролежав без движения 4 тыс. лет, он теперь используется исследователями для обнаружения древних объектов на северо-западе Франции.

Так называемая плита Сен-Белек — кусок серо-голубого сланца из скальных обнажений докембрийского периода — была признана исследователями древнейшей картой Европы в 2021 году. С тех пор ученые работают над разгадкой ее гравюр — как для того, чтобы помочь датировать плиту, так и для того, чтобы  обнаружить утраченные памятники.

«Использование карты для поиска археологических объектов — это отличный подход. Мы никогда так не работали», — отметил Иван Пайер, профессор Университета Западной Бретани (UBO).

Древние места чаще всего обнаруживаются с помощью сложного радиолокационного оборудования, аэрофотосъемки или случайно в городах при рытье фундаментов под новые здания.

«Это карта сокровищ», — считает Пайер.

Но команда только начинает поиски сокровищ.

На древней карте отмечена территория площадью примерно 30 на 21 км. Коллега Пайера, Клеман Николя из исследовательского института CNRS, рассказал, что им придется обследовать всю территорию и сопоставить отметки на плите. По его словам, эта работа может занять 15 лет.

Николя и Пайер были членами группы, которая в 2014 г. вновь обнаружила плиту — первоначально она была найдена в 1900 г. местным историком, который не понял ее значения и долгие годы хранил у себя дома. К специалистам присоединились коллеги из других научных учреждений Франции, а также других стран, чтобы наконец разгадать все тайны загадочного камня.

«Было несколько выгравированных символов, которые сразу же обрели смысл, — говорит Пайер.

В грубых неровностях и линиях плиты  видны реки и горы Рудуаллека, входящего в состав региона Бретань. Этот район расположен примерно в 500 км к западу от Парижа.

Исследователи отсканировали плиту и сравнили ее с современными картами, обнаружив примерно 80-процентное совпадение.

«Нам еще предстоит определить все геометрические символы и легенду, которая к ним прилагается», — говорит Николя.

Плита испещрена крошечными углублениями, которые, по мнению исследователей, могут указывать на курганы, жилища или геологические отложения.

Выяснение их значения может привести к серии новых находок.

Но сначала археологи провели несколько недель на месте первоначального обнаружения плиты, которое, по словам Пайера, было одним из крупнейших захоронений бронзового века в Бретани.

«Мы пытаемся лучше понять контекст находки, чтобы иметь возможность датировать плиту», — сказал Пайер.

В ходе последних раскопок уже удалось обнаружить несколько ранее не найденных фрагментов плиты.

По всей видимости, эти части были отколоты и использованы в качестве стенки гробницы, что, по мнению Николя, может свидетельствовать об изменении динамики власти в поселениях бронзового века.

Территория, обозначенная на карте соответствует древнему царству, возможно, распавшемуся в результате восстаний и мятежей. После этого плита с гравировками потеряла свое первоначальное значение и была обречена на использование в качестве строительного материала.

Результаты исследования опубликованы в журнале Bulletin de la Société préhistorique française.

«Такое территориальное изображение было материальным и символическим актом, — говорится в научной работе. — Можно предположить, что плита Сен-Белек использовалась в качестве кадастрового плана для управления территорией и контроля над землей».