Плантационное рабство было изобретено на этом крошечном африканском острове, утверждают археологи

По мнению археологов, исследовавших сахарный завод и поместье XVI века, плантационное рабство могло зародиться на крошечном западноафриканском острове, расположенном у экватора.

Остров Сан-Томе (по-португальски «Святой Томас»), расположенный в 240 км к западу от Габона в Гвинейском заливе, был впервые заселен португальцами в конце XV века. Обнаружив необитаемый остров с большим количеством леса, пресной воды и возможностью выращивания сахарного тростника, португальская монархия попыталась заманить туда людей. Однако из-за высокого уровня заболеваемости малярией Сан-Томе считался смертельной ловушкой. К 1495 г. для обеспечения сахарной торговли рабочей силой португальские правители стали принудительно переселять на остров каторжников, еврейских детей и порабощенных африканцев.

Если на других португальских сахарных заводах рабы использовались исключительно для ручного труда, то в системе сахарных плантаций Сан-Томе рабы — в основном выходцы из современных Бенина, Республики Конго, Анголы и Демократической Республики Конго — выполняли практически все работы, от сбора и переработки сахарного тростника до плотницких и каменных работ, необходимых для строительства и эксплуатации заводов.

Это сделало Сан-Томе «первой плантационной экономикой в тропиках, основанной на монокультуре сахара и рабском труде, моделью, экспортированной в Новый Свет, где она развивалась и расширялась», — пишут исследователи в новом исследовании, опубликованном в понедельник (14 августа) в журнале Antiquity.

Плантации на острове были настолько успешными, что в 1530-х годах Сан-Томе превзошел Мадейру — атлантический архипелаг, который португальцы использовали для своих прибыльных сахарных операций, — по поставкам сахара на европейские рынки, и были построены десятки сахарных заводов.

В новом исследовании ученые под руководством М. Дореса Крузы, исторического антрополога с кафедры африканских исследований Кельнского университета (Германия), а также коллеги из Университета Сан-Томе и Принсипи (USTP) изучили Прайя-Мелау — недавно обнаруженное поместье на северо-восточном побережье острова, которое стало первым из сахарных заводов Сан-Томе, проанализированным с помощью современных археологических методов.

Сахарный завод в Прайя-Мелау

Сахарный завод в Прайя-Мелау представляет собой большое каменное здание, которое перестраивалось и расширялось в течение 400 лет. Двухэтажное здание с обвалившейся глиняной крышей, характерной для португальских построек XVI века, имеет два этажа в высоту. На верхнем этаже располагались жилые помещения, а на нижнем этаже, покрытом граффити, находилось помещение для варки сахара. Археологи также обнаружили многочисленные фрагменты керамических форм для сахара, аналогичных тем, что использовались на Мадейре.

«Производство сахара было очень сложным процессом, — рассказала Круз в своем электронном письме Live Science, — и он «не упаковывался в мешки и не рассыпался, как сегодня».

Сначала тростниковый сироп варили в больших медных котлах до образования кристаллов. Затем сахар помещали в керамические формы в виде конуса, что позволяло патоке стекать, а кристаллам сахара высыхать и затвердевать. Получившийся сахарный конус назывался pão de açúcar — по-португальски «сахарный батон».

Однако в условиях высокой влажности, быстрорастущих лесов и восстаний рабов Сан-Томе с трудом справлялся со спросом на сахар. Поэтому в начале XVII в. португальцы перенесли многие свои предприятия в Бразилию, забрав с собой плантационную модель хозяйствования. Мельницы на Сан-Томе были переработаны или пришли в упадок к XIX веку.

«С археологической точки зрения Сан-Томе — это неизведанная территория», — рассказал Live Science Марко Меникетти, археолог из Государственного университета Сан-Хосе (Калифорния). «Исследование объектов на Сан-Томе может стать самым важным событием за последние годы для изучения связи между сахарной промышленностью и рабством, которое позволит получить новую информацию о данной отрасли, известной в основном по записям XVII века из Бразилии и Вест-Индии», — сказал он.

Круз надеется, что в будущем им удастся найти еще несколько сахарных заводов или африканских кварталов для рабов, но пока ее внимание сосредоточено на Прайя-Мелау.

«Здание находится в очень плохом состоянии: на стенах появились трещины, стены выпирают, к тому же оно заросло растительностью», — сказала она, поэтому в настоящее время она ищет средства для сохранения этого объекта.

«На Сан-Томе нет археологов», — говорит Круз, но осенью этого года USTP запускает новую магистерскую программу по истории и наследию, целью которой является подготовка специалистов по консервации и сохранению важных археологических объектов острова.

«Возможность исследовать эти неизученные места не должна быть упущена», — сказал Меникетти, поскольку «эта археологически богатая среда может существенно проинформировать нас о взаимосвязи рабства и капитализма».

Нет комментариев