Перья динозавров возрастом 125 млн лет были удивительно похожи на перья современных птиц, показал анализ

Перья современных птиц имеют больше общего с перьями динозавров, чем считалось ранее, и обладают сходным белковым составом, как показал новый рентгеновский анализ. Это открытие позволяет по-новому взглянуть на эволюцию перьев на протяжении сотен миллионов лет.

Палеонтологи изучили перья трех древних животных, в том числе неавиационного динозавра Sinornithosaurus, обнаруженного в Китае 125 млн. лет назад; ранней птицы Confuciusornis, также обитавшей в Китае 125 млн. лет назад; и неустановленного вида, жившего на территории современной формации Грин-Ривер в штате Вайоминг 50 млн. лет назад.

Проведя рентгеновский и инфракрасный анализ древних перьев, исследователи обнаружили следы роговых бета-протеинов (CBPs), ранее известных как бета-кератины, которые являются белками, необходимыми для укрепления перьев в полете. Затем международная группа исследователей изучила перья современных птиц, таких как зебровые вьюрки (Taeniopygia), и заметила, что они имеют сходную химическую структуру.

«Эти же бета-белки присутствуют и в перьях современных птиц», — сообщила ведущий автор исследования Тиффани Слейтер.

До этого исследования ученые считали, что перья древних животных имеют совершенно иной белковый состав и состоят в основном из альфа-белков, которые не так прочны, как CBPs. Однако новое исследование показало, что древние перья не только состояли в основном из CBPs, но и что эти белки в процессе окаменения трансформировались в альфа-белки, говорится в заявлении.

«Проанализированные нами перья динозавров показывают, что они состоят в основном из бета-белков», — сказала Слейтер. «Таким образом, первоначальное сообщение о том, что древние перья состояли преимущественно из альфа-белков, скорее всего, было артефактом окаменения».

Новая идея не только показывает, что белки могут сохраняться в ископаемом состоянии до 125 млн. лет, но и позволяет по-новому взглянуть на эволюцию древних перьев, «раздвигая временные рамки гораздо дальше, чем мы думали», — добавила Слейтер.

«Химический состав современных перьев на самом деле гораздо древнее, чем мы думали раньше», — сообщила Слейтер. «Наше исследование помогает переписать историю и показывает, что основные строительные блоки, необходимые для полета, существовали по крайней мере 125 млн. лет назад».