Первые люди Европы, вероятно, были уничтожены внезапным похолоданием 1,1 млн лет назад

Первые люди Европы, представители архаичного вида Homo erectus, вероятно, были уничтожены в результате «экстремального похолодания» около 1,1 млн. лет назад, говорится в новом исследовании.

Ранее неизвестный температурный спад совпадает с тем, что известно об обитании человека на континенте, полагают исследователи. Окаменелости и каменные орудия свидетельствуют о том, что Homo erectus прибыли в Европу из Азии между 1,8 и 1,4 млн. лет назад, как показали предыдущие исследования, но, по-видимому, они вымерли по всей Европе около 1,1 млн. лет назад.

Следующее свидетельство существования архаичных людей в Европе относится к периоду около 900 тыс. лет назад — возможно, после того, как более поздний и более выносливый вид Homo antecessor прибыл туда из Африки или Азии.

«Очевиден разрыв в 200 тыс. лет, — сказал Live Science старший автор исследования Хронис Цедакис, палеоклиматолог из Университетского колледжа Лондона. Этот разрыв приходится на то же время, что и обнаруженная фаза похолодания, что позволяет предположить, что холод вытеснил или уничтожил архаичных людей, говорится в новом исследовании, опубликованном 10 августа в журнале Science.

Океанские свидетельства

Исследователи обнаружили свидетельства похолодания в кернах морских отложений, отобранных со дна океана у побережья Португалии. Анализ изотопов элементов в остатках морского планктона с поверхности и со дна океана, а также анализ пыльцевых зерен наземной растительности показали резкое похолодание около 1,15 млн. лет назад.

По словам Цедакиса, температура воды в районе Лиссабона, которая сейчас составляет в среднем 21 градус Цельсия, упала примерно до 6 градусов Цельсия, в то время как суша Европы пережила аналогичную фазу похолодания, что могло привести к продвижению северных ледяных покровов на юг.

Исследователи также установили, что примерно 1,13 млн. лет назад наблюдался устойчивый приток холодной воды, который они интерпретировали как талую воду, образовавшуюся в результате разрушения ледяных покровов Европы по мере потепления континента.

По словам Цедакиса, наша планета прошла через множество холодных и теплых фаз, и по общепринятым представлениям пик ледникового периода пришелся на период около 900 тыс. лет назад. Хотя высказывались предположения о еще более раннем холодном периоде, наступившем около 1,1 млн. лет назад, до сих пор не было никаких веских доказательств этого, сказал он.

Основная причина похолодания, по-видимому, носила астрономический характер: Гравитационное влияние Юпитера означало, что орбита Земли в то время была приблизительно круговой вокруг Солнца — обстоятельство, связанное с другими фазами похолодания в климате нашей планеты, сказал Цедакис.

Этот период также был отмечен значительным снижением уровня парникового газа углекислого газа в атмосфере Земли, но было ли это причиной похолодания или его следствием, неизвестно, сказал он.

Сильный холод

Соавтор исследования Аксель Тиммерманн, климатолог из Института фундаментальных наук в Южной Корее, представил подробную реконструкцию, показывающую, что экстремальное похолодание сделало бы Европу слишком холодной для архаичных людей.

Из-за холода им было бы сложнее найти пищу, так как выжило бы меньше растений и животных, которые ими питались. Кроме того, архаичные люди сами не были приспособлены к холоду.

Авторы пишут, что ухудшение окружающей среды «поставило бы под угрозу существование небольших групп охотников-собирателей, а также вероятность того, что ранние гоминины не имели достаточной жировой изоляции и средств для добывания огня, эффективной одежды или убежищ, что привело бы к значительному снижению устойчивости популяции», — пишут авторы в своем исследовании.

Палеоантрополог Майкл Петраглиа, директор Австралийского центра эволюции человека при Университете Гриффита в Брисбене, сказал, что новое исследование «имеет хороший смысл».

«Экологические, ископаемые и археологические данные хорошо согласуются в пользу оставления регионов и, возможно, даже вымирания ранних человеческих популяций», — сказал он в электронном письме Live Science.

Петраглиа не принимал участия в исследовании, но он отметил его актуальность для современного изучения изменения климата.

«Это история о том, как климатические колебания оказывали глубокое воздействие на популяции гомининов в прошлом, что имеет значение для всего современного человечества, сталкивающегося с экстремальными погодными явлениями и изменениями в экосистемах», — сказал он.