Ученые проследили почти 1000-километровый путь самки шерстистого мамонта, жившей 14000 лет назад

Ученые проследили путь самки шерстистого мамонта от места ее рождения в современной Канаде до восточной части центральной Аляски, где она встретила свой конец около 14 000 лет назад, погибнув от рук охотников-собирателей.

Мамонтенок, чье имя Élmayuujey’eh на языке аборигенов Каска переводится как «чертовски привлекательный», скорее всего, был убит ранними берингийскими охотниками-собирателями, когда ему было 20 лет. О существовании самки мамонта стало известно благодаря полному бивню, обнаруженному в Суон-Пойнт — одном из древнейших археологических памятников Америки.

Элмайуджейех, или сокращенно Элма, родилась в конце последнего ледникового периода на территории современной канадской провинции Юкон, где она, вероятно, прожила первые десять лет своей жизни. Новый анализ бивня мамонта позволяет предположить, что затем она отправилась в путь по замерзшему ландшафту, преодолев около 1000 километров менее чем за три года.

«Это огромное количество перемещений для одного мамонта», — сказал соавтор исследования Хендрик Пойнар, профессор антропологии в Университете Макмастера. По словам Пойнара, Эльма прошла весь путь до Аляски и в конце концов замедлилась.

Ее останки указывают на то, что она была в близком родстве с молодым и новорожденным шерстистым мамонтом, чьи кости также были найдены в Суон-Пойнт. Трио могло принадлежать к одному из двух матриархальных стад, которые бродили по территории в пределах 10 км от Суон-Пойнт, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Science Advances.

Чтобы проследить жизнь Эльмы, исследователи расщепили ее бивень по длине и изучили тонкие слои слоновой кости, которые образовывались, как кольца на стволе дерева, на протяжении всех лет ее жизни. Соотношение различных вариантов химических элементов, или изотопов, в этих слоях содержало ценную информацию о рационе и местонахождении мамонта, что позволило команде проследить ее путь.

Исследователи также проанализировали древнюю ДНК в бивне Эльмы и сравнили ее с останками восьми других шерстистых мамонтов, найденных в Суон-Пойнте и его окрестностях, включая двух молодых особей. Результаты показали, что мамонты принадлежали как минимум к двум разным стадам, которые могли собираться в этом регионе вместе с другими стадами мамонтов — скопление, которое могло привлечь людей.

«Коренные охотники ясно видели, что мамонты использовали это место как действительно важное место для кормления», — сказал Пойнар. «Полученные данные позволяют мне предположить, что коренные жители ценили, смотрели и любили этих феноменальных зверей, разгуливающих по этому ландшафту. Но было бы логично, если бы в трудные времена их убивали — такой мамонт мог обеспечить пищей огромное количество людей в течение длительного периода времени».

Останки Эльмы свидетельствуют о том, что на момент смерти она находилась в расцвете сил и хорошо питалась. Скорее всего, она умерла в конце лета или начале осени, что совпадает с временем, когда люди могли разбить свой сезонный охотничий лагерь в Суон-Пойнт, и позволяет предположить, что она погибла от рук охотников, говорится в исследовании.

Очень мало известно о географических перемещениях и поведении шерстистых мамонтов — или о том, как эти животные взаимодействовали с ранними американцами, — но такие истории, как история Эльмы, могут нарисовать нам картину.

«Этот анализ прижизненных перемещений может помочь нам понять, как люди и мамонты жили в этих местах», — сказал соавтор исследования Тайлер Мерчи, бывший сотрудник Центра древней ДНК Макмастера. «Мы можем продолжать значительно расширять наше генетическое понимание прошлого и решать более тонкие вопросы о том, как перемещались мамонты, как они были связаны друг с другом и как все это связано с древними людьми».