Нефритовая маска с изображением бога бури майя обнаружена в королевской гробнице в Гватемале

Археологи обнаружили в Гватемале королевскую гробницу возрастом 1700 лет, переполненную погребальными приношениями, в том числе замысловатой нефритовой маской с изображением божества майя.

Гробница, расположенная на археологическом участке под названием Чочкитам недалеко от границ современных Мексики и Белиза, была местом погребения ранее неизвестного короля майя, говорится в заявлении Тулейнского университета.

Вместе с мозаичной маской, напоминающей бога бури майя, исследователи обнаружили 16 раковин моллюсков и иероглифы, вырезанные на бедренных костях человека, в том числе один рисунок, изображающий человека, держащего в руках нефритовую маску, похожую на артефакт, спрятанный в гробнице. Исследователи считают, что иероглифы идентифицируют отца и деда короля и служат связующим звеном с правителем государств майя Тикаль и Теотиуакан.

«Подобное открытие с точки зрения информации сродни выигрышу в лотерею», — сказал ведущий археолог Франциско Эстрада-Белли из Университета Тулейн, который обнаружил гробницу в 2022 году. «Она открывает окно в неясное время, о котором у нас мало текстов».

Эта эпоха, известная как классический период майя, длилась примерно с 250 по 900 год н.э. и считается пиком господства мезоамериканской цивилизации.

К сожалению, из-за грабежей от этого периода осталось очень мало вещественных доказательств. По сути, Эстрада-Белли и его команда обнаружили гробницу только благодаря удаче, поскольку мародеры откопали всего 6,5 футов (2 метра) от погребальной камеры, прежде чем покинуть место раскопок.

В дополнение к маске и раковинам моллюсков археологи нашли редкую колючую устрицу, которая «использовалась королевскими особами в качестве украшения и валюты, а также в религиозных и жертвенных подношениях», говорится в заявлении.

Археологи планируют провести анализ ДНК костей, чтобы получить больше информации об обитателе захоронения.